Фото
Смертный медальон

Горьковская область в годы войны

Горьковская область в годы Великой Отечественной войны

 

В год 80-летия Победы мы вспоминаем о том вкладе, который внесли в нее город Горький и Горьковская область. Несмотря на то, что наш регион в период войны считался в первую очередь кузницей тыла, не стоит забывать и о том — сколько наших земляков сражалось на всех фронтах. Поэтому мы считаем должным рассказать и о боевых и о трудовых подвигах наших земляков.

 

Горьковчане на фронте. В годы войны из города Горького и Горьковской области в Красную армию было призвано свыше 822 тысяч человек, а с учетом кадровых военных, находившихся в рядах вооруженных сил к лету 41-го — 884 тысячи.

 

Уже 22 июня 1941 г. в Горьком было организовано 10 пунктов сбора военнообязанных. В первый же день войны военкоматы г. Горького поступило 5 486 заявлений, в области – 10 000.

 

Формирование воинских частей на территории Горьковской области началось задолго до 22 июня 1941 г. По последним данным, в предвоенные и военные годы у нас было сформировано и отправлено на фронт около 100 стрелковых, танковых, механизированных, авиационных и других частей и соединений: управление 3-й Ударной армии, два гвардейских корпуса, 12 стрелковых дивизий, свыше 60 танковых и механизированных бригад, четыре стрелковых бригады, три артиллерийских бригады, две бригады речных кораблей, десятки отдельных полков и батальонов.

Стоит отметить, что ни в дореволюционной России, ни в СССР не было традиции землячеств в воинских частях, когда дивизия или бригада на всем протяжении своего существования пополнялась преимущественно уроженцами одной и той же местности. Поэтому после понесенных на фронте потерь воинские части довольно быстро переставали быть «горьковскими» — пополнение в них поступало из самых разных регионов страны, а сами воины-горьковчане направлялись в произвольные воинские подразделения — куда забросит фронтовая судьба.

 

Вот краткий боевой путь некоторых горьковских дивизий:

 

118-я стрелковая дивизия (II формирования). Сформирована в 1941 г. на территории Шахунского района. В июле 1942 г. выдвинулась подо Ржев. С 4 августа до 12 сентября вела непрерывные наступательные действия, освободила 84 населённых пункта. Но участие в «ржевской мясорубке» стоило ей больших потерь. Затем было пять месяцев «боев местного значения» — вплоть до марта 1943 г, когда немцы оставили Ржевско-Вяземский выступ. Преследуя противника, 118-я сд первая на Западном фронте перешла в наступление. В условиях весенней распутицы и бездорожья прошла с боями около 180 км, освободив до 160 населённых пунктов, способствовала освобождению Ржева и Сычевки, участвовала в освобождении Дорогобужа. 10 апреля 1943 г. преобразована в 85-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

В августе 1943 г. 85-я гв сд принимает участие в Смоленской наступательной операции, в ходе которой она прошла с боями 200 км, и освободила более 100 населенных пунктов. В октябре-ноябре 1943 г. вела «бои местного значения» на оршанском направлении. Вплоть до лета 1944 г. сражалась на различных участках фронта в Псковской области. С июня принимает участие в операции по освобождению Прибалтики, 16 июля первой пересекла границу Латвии. 9 августа 1944 г. награждена Орденом Красного Знамени. В сентябре она принимает участие в Рижской операции, в ходе которой заняла концлагерь Саласпилс и освободила там 1200 советских военнопленных, также вела бои непосредственно за г. Ригу. 3 ноября 1944 г. дивизии было присвоено наименование «Рижская». После этого, вплоть до конца войны, 85-я гв сд участвовала в блокировании Курляндской группировки противника. С 10 мая дивизия на своем участке вела прием капитулирующих немецких войск.

 

136-я стрелковая дивизия сформирована в Горьком еще в 1939 г. Участвовала в Советско-финской войне, за что была награждена орденом Ленина. В ходе Великой Отечественной войны впервые вступила в бой в сентябре 1941 г. под Мелитополем. Участвовала в Донбасской оборонительной и Ростовской наступательной операциях. За образцовое выполнение боевых задач, мужество и героизм 16 февраля 1942 г. преобразована в 15-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

В феврале — апреле 1942 года вела ожесточённые бои в Донбассе, за что награждена орденом Боевого Красного Знамени. Летом 1942 г. упорно оборонялась на Валуйко-Россошанском направлении, впоследствии участвовала в разгроме противника под Сталинградом. Принимала участие в Курской битве и в освобождении Левобережной Украины. За отличия в боях за Харьков удостоена почётного наименования «Харьковская». Осенью 1943 г. вела бои на Правобережной Украине. За освобождение Кривого Рога в феврале 1944 г. награждена орденом Суворова 2-й степени. Была задействована в Березнеговато-Снигирёвской и Одесской наступательных операциях. В середине апреля форсировала р. Днестр и сражалась на захваченном плацдарме. В августе переброшена на Сандомирский плацдарм в Польшу. В начале 1945 г. задействована в Сандомирско-Силезской наступательной операции. За успешное форсирование р. Одер награждена орденом Кутузова 2-й степени, за Берлинскую операцию — вторым орденом Боевого Красного Знамени, а за  Пражскую — удостоена почётного наименования «Пражская».

 

137-я стрелковая дивизия сформирована в 1939 году в Арзамасе. В июле 1941 г.   вступила в бой восточнее Могилёва, до ноября 41-го трижды побывала в окружении. К тому времени в дивизии оставалось всего 806 активных штыков. С середины декабря 1941 г. 137-я сд, пополнившись, участвовала в наступлении под Ельцом. В течение 1942 г. держала оборону в районе Мценска. С 23 июля 1943 г. принимала участие в Орловской стратегической наступательной операции, с конца августа наступала на Гомель. С 27 июня 1944 г. принимала участие в Белорусской стратегической наступательной операции, в числе других освобождала Бобруйск, за что получила почетное наименование «Бобруйская». С  сентября 1944 г. вела оборонительные бои. 14 января 1945 г. перешла в наступление, прорвала оборону немцев в Восточной Пруссии. 28 января вышла к Балтийскому морю. С февраля по 8 мая 137-я сд принимала участие в уничтожении окруженной немецкой группировки в Восточной Пруссии в районе г. Эльбинга. 25 мая 1945 г. 137-я сд овладела городом Мюльхаузен. За эти бои награждена орденом Суворова II степени.

 

160-я стрелковая дивизия была сформирована в июле-августе 1940 г. 28 июня 1941 г. ушла на фронт. Летом вела оборонительные бои восточнее Могилева, попала в окружение, из которого вышла с большими потерями (свыше 9 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести). Осенью сражалась в Курской области и там снова попала в окружение, из которого с трудом вырвалась. Еще раз окружена 5 октября 1941 г. в районе Рыльска, однако снова смогла выйти. После этого в течение длительного времени держала оборону на верхнем Дону. После разгрома фашистских захватчиков под Сталинградом дивизия успешно продвигалась в направлении на Харьков и Полтаву. За боевые заслуги 18 апреля 1943 г. преобразована в 89-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Участвовала в Курской битве. К 22 августа части дивизии обошли Харьков с запада и перерезали вражеские коммуникации, а 23 августа воины дивизии овладели западной окраиной города. Затем 89-я гв сд участвовала в освобождении Левобережной и Правобережной Украины, в Ясско- Кишинёвской, Варшавско-Познанской и Берлинской наступательных операциях. Удостоена почётных наименований «Белгородская» и «Харьковская», награждена орденами Красного Знамени и Суворова 2-й степени.

 

238-я стрелковая дивизия формировалась в 1942 г. в Арзамасе. С конца ноября 1942 г. участвовала в операции «Марс», с большими потерями наступала в долине реки Лучеса. Тяжёлые бои в этом районе продолжались до конца января 1943 г. В апреле 1943 г.  направлена на Брянский фронт, где в ходе Орловской операции была введена в бой 17 июля, освобождала город Карачев, за что получила почетное наименование «Карачевская». Принимала участие в Брянской и Гомельско-Речицкой операциях, 25 ноября 1943 г. вышла к Днепру. Весной 1944-го перемещена на подступы к Могилёву. 27 июня 1944 г. перешла в наступление в ходе Белорусской операции,  форсировала Днепр южнее Могилёва, завязала бои за город и отличилась при его освобождении. К середине июля 1944 г. переброшена в район г. Новогрудок, откуда  наступала на втором этапе Белостокской операции. В ходе Восточно-Прусской операции прорвала оборону противника у Мазурских озёр; с 27 января 1945 г. участвовала в уничтожении хайльсбергской группировки немцев. В ходе Восточно-Померанской операции в феврале-марте 1945 г.  вела бои на подступах к Данцигу и участвовала в его освобождении. Позднее была задействована в Берлинской операции. Закончила войну в районе немецкого города Людвигслуст. Удостоена трех орденов — Боевого Красного Знамени, Суворова II степени и Кутузова II степени.

 

279-я стрелковая дивизия формировалась в Горьковской области дважды. Впервые — летом  1941 г., в августе она была отправлена на Брянский фронт. В сентябре участвовала в наступлении на Рославль, продвинулись всего на 10-12 км, после чего перешла к обороне. В начале октября, начав операцию «Тайфун», гитлеровцы пробили 60-километровую брешь в обороне Брянского фронта и прорвались почти на 100 км в глубину. Противнику удалось расчленить 279-ю сд, была утеряна связь с двумя стрелковыми полками из трех. К 6 октября дивизия оказалась в окружении в районе Брянска и вынуждена была прорываться из него с боями. Всего из состава 279-й сд  к своим прорвалось всего около 1500 человек. 17 ноября 1941 г. дивизия была расформирована.

279-я сд второго формирования была создана в Балахнинском районе. Первое участие в активных боевых действиях дивизия приняла в декабре 1942 года на Калининском фронте: она должна была пробить коридор к окруженным частям 1-го мк и 6-го ск под г. Белым. В этих боях дивизия понесла большие потери, но позволила значительной части окруженных выйти к своим. В конце декабря 1942 г. была переброшена на юг, вела бои за Ворошиловград (ныне Луганск). После освобождения города 279-я сд продолжала вести наступательные бои и вышла на восточный берег реки Северский Донец у г. Лисичанска, где е   й пришлось отбивать контратаки противника. За боевые отличия ей было присвоено звание «Лисичанская». В конце января 1944 г. 279-я дивизия была передана 51-й армии,  готовившейся к освобождению Крыма. За боевые заслуги при освобождении Симферополя дивизия награждена орденом Боевого Красного Знамени. 7 мая 1944 г. принимала участие в штурме и освобождении Севастополя. На Сапун-горе установлен Обелиск освободителям Крыма, в их числе названа и 279-я сд. Позднее переброшена в Прибалтику и вошла в состав I Прибалтийского фронта. С участием дивизии были освобождены литовский город Шауляй, латвийская Митава и порт Паланга.

 

322-я стрелковая дивизия начала формирование в августе 1941 г. в г. Горьком. Дивизия приняла участие в контрнаступлении под Москвой, действуя на тульском направлении, в 1942 г. вела оборонительные бои. В начале 1943 г. переброшена на Воронежский фронт.   В феврале отличилась при прорыве укреплений врага и в боях на улицах Курска. Дивизия принимала участие в освобождении Украины, Польши, Чехословакии, была задействована в Висло-Одерской операции, вышла к Одеру. За освобождение Житомира удостоена почетного наименования «Житомирская», награждена орденами Боевого Красного Знамени и Суворова II степени. Закончила свой боевой путь в Праге.

 

Особую роль в формировании подвижных воинских частей и соединений сыграл Горьковский учебный автобронетанковый центр (ГУАБТЦ), который работал в нашем городе с 1941 по 1943 гг. Он являлся головной организацией в СССР, где велась подготовка советских экипажей для бронетехники, поставляемой в СССР по системе Ленд-лиза. Силами центра в общей сложности было отправлено на фронт свыше 60 танковых бригад, около 40 танковых полков и порядка 80 батальонов различного назначения, оснащенных как техникой советского производства, так и английской и американской.

 

Помимо регулярных частей в ноябре 1941 г. в г. Горьком были сформированы 72 отряда народного ополчения общей численностью 34568 человек, которые участвовали в битве под Москвой. Горьковчане воевали с фашистами и в партизанских отрядах.

 

Особое место в списке участников войны занимают добровольцы-политбойцы – комсомольцы и члены ВКП(б), отправленные в действующие фронтовые части в первые месяцы Великой Отечественной войны по специальной партийной мобилизации с целью повышения боеспособности и моральной устойчивости личного состава воинских частей». Всего на фронт в начальный период Великой Отечественной отправилось до 130 тысяч добровольцев-политбойцов, в том числе из Горьковской области — не менее  5685 человек.

 

 

Горьковчане – Герои Советского Союза. Еще в предвоенные годы звание Героя Советского Союза было присвоено горьковчанам Н.М. Баринову за героизм в боях у озера Хасан, В.А. Амешеву и М.С. Кочетову (обоим посмертно) за подвиги на реке Халхин-Гол. В.А. Новиков, П.А. Семенов и Г.М. Склезнев (последний посмертно) удостоены звания Героев за борьбу против фашизма в Испании. Горьковчане П.П. Борисов, М.И. Быков, Б.А. Корнилов, М.А. Лобасев, Н.В. Машков и И.А. Петрушин (посмертно) были удостоены этого высокого звания за героизм в  войне с Финляндией. Всего в предвоенные годы звание Героя Советского Союза получили 27 горьковчан. Среди них также особо хотелось бы выделить прославленного летчика В.П. Чкалова и участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-1»  Е.К. Федорова.

 

Уже в начале Великой Отечественной войны, 26 июня 1941 года, совершил свой подвиг лейтенант В.М. Балашов: экипаж под командованием капитана А.С. Маслова (в одном бою с капитаном Гастелло) направил горящий бомбардировщик на скопление вражеских войск. За время войны этот подвиг повторили 8 горьковчан, в частности летчик Михаил Шаронов. В августе 1941 г. на подступах к г. Ленинграду одним  из первых осуществил лобовой таран самолета противника младший лейтенант Александр Березин.

 

Моряк Евгений Никонов (в 1941 г.) и пехотинец Юрий Смирнов (в 1944-м) посмертно удостоены звания Героя Советского Союза за то, что оказавшись в плену у врага и будучи подвергнуты жестоким пыткам, не выдали военную тайну.

 

7 ноября 1941 года в боях за Севастополь 5 бойцов батальона морской пехоты во главе с горьковчанином политруком Н.Д. Фильченковым вступили в бой с 11 танками противника. В критический момент боя моряки обвязались гранатами и бросились под вражеские танки, уничтожив 10 из них.

 

Примером массового героизма стал подвиг взвода гвардии лейтенанта П.Н. Широнина, оборонявшего железнодорожный переезд в районе г. Харькова. Пять суток в марте 1943 года 25 гвардейцев сдерживали натиск врага, имевшего 35 танков и бронемашин. Враг не прошел, оставив на поле боя 30 единиц техники и более 100 солдат и офицеров. Все 25 гвардейцев стали Героями Советского Союза, 18 — посмертно, среди них наши земляки - С.Г. Зимин, И.Н. Силаев и А.А. Скворцов.

 

48 горьковчан стали полными кавалерами ордена Славы. Среди них первыми орден получили Александр Фильчагин, Евгений Аверьянов, Александр Ванюков.

 

На Курской дуге повторил подвиг Александра Матросова пехотинец Николай Талалушкин.

 

Беспримерный подвиг совершил горьковчанин гвардии ефрейтор В.А. Митряев. На Курской дуге он, теряя сознание от полученных ран, зажал зубами провода телефонной связи. Ему удалось выжить, и ефрейтор Митряев и в дальнейшем обеспечивал связь под огнем противника при форсировании Днепра, Немана, Вислы, Одера.

 

Только при форсировании Днепра более 30 горьковчан стали Героями Советского Союза. Два наших земляка стали Героями Советского Союза дважды — это летчики А.В. Ворожейкин и В.Г. Рязанов.

 

В битве за Берлин артиллерию 1-го Белорусского фронта возглавлял горьковчанин, будущий  маршал артиллерии Василий Иванович Казаков.

 

На Курилах стоит памятник моряку старшине 1-й статьи Н.А. Вилкову. Он был восьмым горьковчанином, повторившим 18 августа 1945 г. подвиг Александра Матросова.

 

В общей сложности семеро летчиков-горьковчан совершили тараны в небе войны, восемь воинов из нашей области закрыли своими телами амбразуры вражеских дотов и дзотов. Эти данные не являются окончательными – по мере обнародования новых военных документов всплывают все новые и новые имена наших героических земляков.

 

 

Горьковский комитет обороны. Захват города Горького, крупнейшего военно-стратегического и промышленного центра,  был одной из целей плана «Барбаросса». По замыслу командования Вермахта,  войска 2-й танковой группы Г. Гудериана должны были прорваться через Рязань к Мурому и, переправившись через Оку, взять Арзамас. Захватив этот город, они вышли бы на Горький с южного направления. По данным начальника штаба 771-го стрелкового полка полковника А.В. Шапошникова, в боях под Могилевом разведчики взяли в плен генерала из штаба 24-го моторизованного корпуса 2-й танковой группы со штабной картой. На этой карте был проложен маршрут движения корпуса через Тулу с конечной точкой  в г. Горьком. Планы немецкого командования в отношении г. Горького находят подтверждение и в «Военном дневнике» начальника штаба германских войск Ф. Гальдера.

 

Из дневника профессора Горьковского пединститута Николая Михайловича Добротвора

22  июня. Воскресенье. 1-й день советс[ко]-герм[анской] войны. Величайший исторический день! В 2 часа дня нарком иностр[анных] дел и зам. председ[ателя] СНК СССР т. Молотов выступил с сообщением… Когда я об этом узнал, то ничего не мог делать, мысль только о войне. Эту войну мы ждали. Она — не неожиданность. И все-таки как-то не верится, что уже война… Сегодня — всемирно-исторический день. Вышел на улицу — всюду расклеены объявления о том, что г. Горький объявляется на угрожающем положении.

21 ноября. Посмотришь теперь на Горький, он совсем другой, чем был раньше. Сильно выросло население. Как в Москве. Такое скопление людей. Автомобилей тьма. Едешь по Окскому мосту – едут непрерывной вереницей».

5 декабря. Горький стал как столица. Движение на улицах выросло в сотни раз. Непрерывные потоки автомобилей, автобусов, мотоциклов».

 

С октября 1941 г. Горьковская область стала прифронтовой, в связи с этим 23 октября был создан Горьковский городской комитет обороны (ГГКО) во главе с председателем — первым секретарем обкома и горкома ВКП(б) М.И. Родионовым и заместителем председателя комитета — председателем облисполкома М.Т. Третьяковым (впоследствии его сменил А.П. Ефимов). Решения ГГКО подлежали обязательному исполнению  всеми гражданами и организациями области. Комитет был самым тесным образом связан с военным руководством страны. Он осуществлял общую координацию мер по перестройке промышленности, наращиванию выпуска военной продукции, организовывал противовоздушную оборону промышленных предприятий и гражданских объектов, следил за соблюдением дисциплины и порядка в городе и области, обеспечению предприятий людскими ресурсами. За 1941-1943 гг. ГГКО рассмотрел более 400 важнейших вопросов.

 

К наиболее сложным проблемам относилось снабжение жителей продовольствием. С 1 сентября 1941 г. в области вводится карточная система на многие товары первой необходимости. Часть продовольствия теперь производилась из местного сырья (кофе из зерен шиповника, джем из сахарной свеклы и т. д.), началась соледобыча в Балахне и Сергаче. На большинстве промышленных предприятий были созданы отделы рабочего снабжения (ОРС). На них возлагалась снабжение продовольствием рабочих заводов и фабрик.

 

Также серьезные затруднения возникли с поставками топлива, с началом войны они  сократились в 2,5 раза. Для решения проблемы была построена 52-километровая узкоколейная железная дорога Горький — река Керженец для доставки в областной центр дров и торфа.

 

Еще одной заботой горьковского руководства стала социальная защита инвалидов войны, беспризорников и сирот. Была развернута работа по обучению инвалидов новым гражданским профессиям, — всего такую помощь получили 6,5 тысяч человек непосредственно в госпиталях и 5,5 тысяч на специальных курсах и в профтехшколах. К началу 1942 г. в городе действовало 192 специальных поста по борьбе с беспризорностью, а всего в годы войны было задержано около 10 тысяч беспризорников. Благодаря принятым мерам их количество в Горьком с 43-го года стало уменьшаться. Сирот брали под опеку, направляли в детские дома, ремесленные училища, школы ФЗО, они передавались на патронат и усыновление.

 

Последнее заседание ГГКО состоялось 9 ноября 1943 г. К этому моменту фронт отодвинулся далеко на запад, необходимость в этом чрезвычайном органе управления областью отпала.

 

 

Военно-учебные заведения. В годы войны город Горький и область стали одним из центров подготовки командных кадров Красной Армии, во многом благодаря эвакуации в наш регион военно-учебных заведений из западной части страны. Офицеры готовились в Горьковском училище зенитной артиллерии имени М.В. Фрунзе, 2-м Горьковском танковом училище (до 1942 г. - 2-е Горьковское автомобильно-мотоциклетное училище), которое располагалось в г. Ветлуга. Горьковский медицинский институт обучал военных врачей. В Семенове дислоцировалась Краснознаменная высшая офицерская артиллерийская школа ордена Ленина, в поселке Правдинск — Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище ордена Ленина, в с. Абабково Павловского района — Ленинградское военно-топографическое училище. В Кстовском районе располагался второй офицерский танковый полк. В 1941-м году из Гомеля в Горький было переведено  автомотоциклетное училище, в 1942-м году преобразованное в 1-е Горьковское танковое училище. В 1944 г. в г. Горький также была переведена Высшая офицерская школа технических войск Красной Армии. В Горьком размещался и Первый отряд вновь строящихся кораблей ВМФ. Младших лейтенантов готовила 1-я стрелковая бригада.

 

 

Промышленный комплекс. Горький в годы войны стал одним из крупнейших военно-промышленных центров страны. Уже с 29 июня 1941 г. все промышленные предприятия города переключились на производство оборонной продукции. И если перед войной в Горьковской области работало 44 предприятия, в том числе 34 крупных, с 1941 по 1945 гг. было запущено еще 22, из них 13 эвакуированных.

 

В Горьком было произведено 33,2% танков и САУ, 33% артиллерийских систем (среднего калибра и выше), 26% самолетов-истребителей, половина подводных лодок от общего выпуска по стране. Кроме того, здесь изготовлялись грузовые автомобили (34,5%), моторы, радиостанции (59,9%), реактивные минометы  («Катюши»), 120-мм полковые (c 1944 г. – 160-мм) и 82-мм батальонные миномёты, приборы для Военно-Морского Флота, армейские мотоциклы и многое другое.

 

Горьковские машиностроительные и металлообрабатывающие заводы поставили фронту более 50 млн. артиллерийских снарядов и мин всех калибров, на химических предприятиях производилось до 50% взрывчатых веществ от общего выпуска по стране и было снаряжено более 150 млн. боеприпасов.

 

Как показывает этот далеко не полный перечень, в Горьком и области выпускалась практически любая военная продукция. Любую формирующуюся воинскую часть горьковские предприятия могли снабдить почти всем необходимым для отправки на фронт — от валенок до танков.

 

Серьезным подспорьем в военном производстве стал сбор денег жителями Горького и области. За годы войны на средства горьковчан было построено несколько танковых колонн, в частности «Горьковский динамовец», «Воротынская колхозница», «Горьковский комсомол», «Горьковский осовиахимовец», «Красноэтновец», на средства школьников постромли танк «Горьковский пионер». Жители Чкаловского района собрали деньги на выпуск истребительной эскадрильи «Валерий Чкалов».

 

Председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский отмечал, что «город Горький в период Отечественной войны являлся крепостью обороны нашей Советской Родины». В период битвы за Москву роль этой крепости была совершенно уникальной. Другие крупные промышленные центры в этот период войны еще только развёртывали производство техники для фронта или ехали в эвакуацию, а для защиты Москвы оборонную продукцию надо было дать немедленно. Горьковская область с её многоотраслевой индустрией стала одним из крупнейших поставщиков вооружения войскам под Москвой, фактически в этот период времени вступив в противоборство с промышленным комплексом гитлеровской Германии.

 

Остановимся вкратце на крупнейших горьковских оборонных предприятиях.

 

Машиностроительный завод №92 («Новое Сормово»). Он стал основным поставщиком артиллерийского вооружения на фронт. 101 673 пушки сошли с его конвейера за годы войны. Именно с помощью знаменитых дивизионных, танковых и противотанковых пушек было уничтожено подавляющее большинство немецких танков. В годы войны предприятие увеличило выпуск продукции в 19 раз!

На заводе активно работало конструкторское бюро под руководством В.Г. Грабина. Им был создан целый арсенал противотанковых, полевых, самоходных, танковых, морских и авиационных артиллерийских систем – пушки Ф-22, Ф-34, ЗИС-2, ЗИС-3, ЗИС-5, ЗИС-6, БС-3 и др. В 1941-43 гг. детищем КБ Грабина – 76-миллиметровой пушкой Ф-34 – оснащалось большинство советских средних танков, бронепоездов, бронекатеров.

11 июля 1942 г. завод наградили орденом Трудового Красного Знамени за создание дивизионной пушки ЗИС-3. Новое орудие по многим параметрам превосходило свою предшественницу – пушку Ф-22. При изготовлении ЗИС-3 использовалось в полтора раза меньше деталей, и весила она на 400 килограммов легче. Кроме того, на ее изготовление уходило вдвое меньше времени, да и стоила она значительно дешевле. Высокие боевые качества новой пушки оценил и враг. Германский ученый Вольф, руководитель отдела артиллерийских конструкций знаменитых заводов Круппа, назвал нашу ЗИС-3 лучшим орудием Второй мировой войны.

Кроме того, КБ Грабина разработало 57-мм противотанковую пушку (ЗИС-2). Для реалий 1941 года она была настолько мощной, что оказалась мало востребована на фронте, и ее выпуск прекратили. Зато в 1943-м, с появление на поле боя новой тяжелой бронетехники врага, выдающиеся характеристики ЗИС-2 оказались как нельзя кстати, и она снова пошла в войска.

Еще одна разработка легендарного конструктора – 85-мм пушка ЗИС-С-53 для средних танков Т-34-85. А 100-мм полевая пушка БС-3 пробивала навылет броню германских «тигров» и «пантер».

Накануне Победы – 8 мая 1945 года – с конвейера машзавода сошла стотысячная пушка, выпущенная за время войны. 4 июня 1945 года заводу вручили орден Отечественной войны I степени за выдающиеся заслуги в деле создания и организации массового производства артиллерии.

 

Завод «Красное Сормово». Сормовичи поставили на фронт в годы войны 13 тысяч танков Т-34, 27 подводных лодок, тысячи тонн боеприпасов. Во всесоюзном социалистическом соревновании предприятию 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. И именно танк Т-34 под № 422, собранный на «Красном Сормове», одним из первых ворвался в Берлин в апреле 1945 года.

Постановление ГКО № 1 от 1 июля 1941 года «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» обязало коллектив завода перестроить свое производство. Уже в октябре 1941 г. первые танки Т-34 отправились под Москву. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминал, что «в октябре 1941 года… мы начали получать с сормовского завода первые танки Т-34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву…».

После Курской Дуги стало понятно: танку Т-34 нужна пушка калибром не 76, а 85 мм. Новые немецкие танки могли поразить нашу «тридцатьчетверку» более чем с 1000 метров, а Т-34 немцев – в лучшем случае с шестисот. Благодаря усилиям сормовичей в 1944 году фронт получил  «длинную руку» – танк Т-34-85 с 85-миллиметровым орудием и усиленной башней.

С каждым месяцем заводчане давали фронту все больше и больше танков, производительность труда выросла в четыре раза. За успешное выполнение задачи по выпуску танков и бронекорпусов в январе 1943 года завод «Красное Сормово» был награжден орденом Ленина, а в июле 1945 года – орденом Отечественной войны I степени.

Еще в предвоенное время завод «Красное Сормово» сдал ВМФ 33 подводные лодки. За годы войны сормовичи построили еще 27 лодок типов «М», «С» и «Щ». Коллектив сормовского ЦКБ № 18 за разработку проектов подводных лодок был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а конструкторы В.Ф. Критский, П.З. Голосовский и В.П. Горячев удостоены Сталинской премии. Знаменитая «атака века» на немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» под командованием А.И. Маринеско была совершена подводной лодкой С-13, построенной именно сормовичами.

И еще в годы Великой Отечественной войны на заводе, под руководством Р.Е. Алексеева и В.В. Крылова началось проектирование судов на подводных крыльях.

 

Авиазавод №21 (ныне «Сокол»). В годы войны горьковский авиазавод выпустил 19 202 самолета типов ЛаГГ и Ла. Горьковчане дали фронту каждый третий истребитель. В 1944 году, когда сборку самолетов перевели на конвейер, завод выдавал по 26 машин в сутки!

В 1930-х гг. завод специализировался на выпуске истребителя И-16, разработанного выдающимся конструктором Н.Н. Поликарповым. К 1941 г. эта боевая машина уже устарела, и на предприятии начали выпуск цельнодеревянного истребителя ЛаГГ-3 конструкции Лавочкина, Горбунова и Гудкова. Однако уже в начале 1942 г. Государственный Комитет Обороны приказывает переключиться на производство истребителей Як-7. Но заводчане отстояли «родной» ЛаГГ, пообещав резко улучшить его летные характеристики.

Конструкторы Слепнев, Склянин, Миндров и Федоров предложили установить на ЛаГГ-3 звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82 мощностью 1650 л.с. В марте 1942 г. летчик-испытатель Василий Мищенко поднял в воздух будущий Ла-5 (конструкторы С.А. Лавочкин, С.М. Алексеев), а в мае того же года ГКО принял постановление о серийном производстве нового истребителя. Боевое крещение Ла-5 получили под Сталинградом.

Следом за Ла-5 был создан усовершенствованный самолет Ла-5ФН. После того, как на него установили двигатель мощностью 1850 л.с., летные характеристики истребителя значительно улучшились.

А к концу 1943 года наши конструкторы выдали новую разработку – Ла-7. Истребитель имел тот же двигатель и размер, что и Ла-5, но с увеличенным объемом топливных баков. Также на 100 кг был облегчен планер, установлены три пушки 20-миллиметрового калибра. Новая машина могла развивать скорость до 680 километров в час. Именно на Ла-7 летал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

В течение всей войны ремонтные бригады завода регулярно выезжали на фронт для восстановления самолетов, пострадавших в бою. Всего горьковские ремонтники возвратили в строй несколько тысяч машин. Кроме того, заводчане сдали 1 250 тысяч рублей на строительство эскадрильи «Валерий Чкалов».

За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов завод № 21 в октябре 1941 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны коллективу завода 25 раз вручалось переходящее Красное Знамя ГКО, а 587 работников за самоотверженный труд были награждены орденами и медалями.

 

Горьковский автозавод. В годы войны он производил легкие танки Т-60 и Т-70, самоходно-артиллерийские установки СУ-76, броневики БА-64 и БА-67, мины, реактивные снаряды М-13 и мины для 82-мм минометов. Как указывает «Книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», коллектив завода также выпускал моторы для танков, походно-зарядные станции, катера для ВМФ, обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, собирал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков Пе-2, был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. На ГАЗе было произведено 30% танков и самоходно-артиллерийских установок и 52% грузовиков от общего количества, выпущенного промышленными предприятиями СССР.

Продукция создавалась в тяжелейших условиях, так как во второй половине 1941 г. из 65 предприятий-смежников 43 находились в процессе эвакуации, нужно было срочно налаживать новые цепочки поставок.

21 октября 1941 г. директор автозавода Иван Лоскутов получил телеграмму от Сталина с заданием в ближайшие два-три дня резко увеличить выпуск танков Т-60 для обороны Москвы, и уже в ноябре первые горьковские «шестидесятки» были поставлены в войска. Немцы прозвали эти машины «неистребимой саранчой». Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941-го на московском заводе № 37 Николаем Астровым. Конструктор лично перегнал опытный Т-60 из Москвы в Горький, и в середине октября танк запустили в серийное производство. Конструкторы ГАЗа во главе с Дедковым и Кригером упростили конструкцию Т-60 и адаптировали ее к производственным возможностям ГАЗа. В 1941-42 годах ГАЗ дал фронту половину всех танков Т-60 – 2 962 из 5 920, выпущенных всеми советскими предприятиями.

Рабочие смены продолжались по 20-30 часов с перерывами на еду и короткий сон. Трудились все – и старики, и женщины, и подростки. 19 марта 1942 г. за успехи в работе Горьковскому автозаводу был вручен орден Ленина.

На смену Т-60 в 1942 г. пришел усовершенствованный легкий танк Т-70. Конструкторская группа Николая Астрова разработала эту машину еще осенью 1941-го, а ее серийное производство на ГАЗе началось в марте 1942 года. Всего завод дал фронту 6 843 «семидесятки», что составило 75 процентов от общего числа выпущенных в СССР машин этого типа. За успешную разработку легких танков коллективу конструкторов автозавода во главе с А.А. Липгартом и Н.А. Астровым дважды присваивалась Сталинская премия.

Кроме танков, ГАЗ поставлял на фронт знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА. В годы войны  перешли на выпуск упрощенной версии грузовика, у которой двери были заменены брезентовыми полотнищами, крылья были выполнены из кровельного железа, отсутствовали тормоза на передних колесах, имелась только одна фара. И лишь в 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара.

В июне 1943 года гитлеровцы ожесточенно бомбили автозавод. За быструю ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску новых видов боевых машин и вооружений 9 марта 1944 г. автозавод был награжден орденом Красного Знамени. Третий орден на знамени предприятия – Отечественной войны I степени – появился 16 сентября 1945 г. Всего в годы войны автозаводу 33 раза присуждалось переходящее Красное Знамя ГКО.

 

Завод имени Фрунзе. Победа Красной Армии в танковом сражении на Курской Дуге во многом стала возможной благодаря организации связи. Танковыми радиостанциями 12-РТ фронт снабжал горьковский завод имени Фрунзе, в годы войны – завод №326. Всего за четыре года войны горьковчане дали фронту около 60 000 радиостанций.

Еще в 30-х годах на базе Нижегородской радиолаборатории была создана Центральная военно-индустриальная радиолаборатория (ЦВИРЛ), которая занялась разработкой армейских радиостанций. Именно она и спроектировала радиостанцию для партизан и разведчиков 12-РП, танковые радиостанции 12-РТ, а также радиостанцию РСБ-3, стоявшую на советских тяжелых бомбардировщиках в ночных налетах на Берлин в августе 1941 г.

Наибольшее распространение в пехотных войсках получила мобильная коротковолновая радиостанция 12-РП. Предназначенная для обеспечения низовой связи пехотных подразделений, она имела дальность действия до 50 км. Правда, у нее был один недостаток: ее делали не из алюминия, как радиостанции для авиации, а из более прочной стали. Поэтому весила она немало – 13 кг, для ее переноски требовались два бойца.

Только в 1943 году предприятие дало армии 7601 радиостанцию 12-РП и 5839 радиостанций 12-РТ. Плюс к этому – еще 2928 радиоизмерительных приборов семи наименований.

 

Завод №197 им. Ленина («НИТЕЛ»). Еще с 1929 г. на предприятии организуется выпуск военных телефонов типа УНА, производство которых продолжается и в годы войны.

С 1935 г. завод осваивает выпуск самолетных и танковых переговорных устройств СПУ и ТПУ. В годы Великой Отечественной все танковые и самолетные заводы СССР обеспечивались переговорными устройствами горьковского производства.

Выпуск радиостанций начинался на заводе в 1929 г., причем завод являлся не только производителем, через несколько лет он начал разрабатывать радиостанции самостоятельно; всего на предприятии было сконструировано 17 типов радиостанций, среди которых РСБ «Двина», РСВ-С «Луч», РАФ «Волга» и целый ряд других, которые стали родоначальницами большого семейства наземных радиостанций, активно применявшихся Красной армией в годы войны.

4 ноября 1941 г. предприятие подверглось бомбежке немецкой авиации. Погибло 94 человека, в том числе и директор завода, один из корпусов был полностью разрушен. Но завод продолжал работать.

В годы Великой Отечественной предприятие выпускало свыше 70 различных изделий. На фронт было поставлено 50 422 комплекта радиостанций, 112 000 комплектов переговорных устройств для самолетов, танков и кораблей, 234 000 полевых телефонных аппаратов. Почти все самолеты советской авиации, все военные аэродромы, значительная часть сухопутных соединений, береговые дальней связи — корабли и подводные лодки — имели радиостанции производства завода им. Ленина.

За массовый качественный выпуск продукции в годы войны 21 января 1944 г. завод был награжден орденом Ленина, а в феврале 1946-го он получил на вечное хранение Красное Знамя ГКО.

 

Завод «Красная Этна». В начале войны завод приступил к выпуску продукции для фронта. Заводчане быстро организовали пять новых военных цехов, где наладили производство 50-мм и 82-мм мин, взрывателей к 76-мм снарядам, станков к реактивным установкам и 50-мм минометов. Помимо этого, на заводе собирали автоматы ППШ. А в 1942-43 годах заводчане предприняли сбор средств на постройку эскадрильи самолетов и танковую колонну «Красноэтновец».

На территории предприятия в июле-августе 1941 г. на базе предприятий, эвакуированных из Ленинграда и Харькова, был сформирован Горьковский мотоциклетный завод. За годы войны он поставил фронту почти 6 000 армейских мотоциклов М-72.

В 1944 г. за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны и бесперебойное снабжение фронта боеприпасами завод наградили орденом Ленина.

Именно на «Красной Этне» начинал свой творческий путь в качестве руководителя самодеятельности выдающийся советский актер Евгений Евстигнеев, в годы войны работавший слесарем заводской лаборатории

 

Выксунский металлургический завод располагал двумя мощными мартеновскими печами, не имевшими аналогов в регионе, и единственным в СССР цехом по производству электросварных труб.

В годы Великой Отечественной войны завод в рекордные сроки освоил выпуск принципиально новой продукции – броневой стали, которую поставлял на ГАЗ. Несмотря на то, что план по выплавке стали был увеличен более чем в семь раз, выксунские металлурги не только выполнили, но даже перевыполнили его.

На Выксунском металлургическом выпускались машины БА-20ЖД и БА-64В, приспособленные для движения как по обычным дорогам, так и по железнодорожным путям. Эти автомобили использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.

 

Завод имени Свердлова. На этом дзержинском предприятии снаряжались боеприпасы как для Красной армии, так и для Военно-морского флота. В 1942 г. на заводе вступил в строй крупнейший в стране цех по производству взрывчатки. В результате ее выпуск по сравнению с довоенным периодом вырос более чем вдвое. Но опасное производство давало о себе знать — за время войны на заводе прогремело несколько взрывов, в частности, в результате детонации 17 декабря 1942 г. погибло 57 человек.

За успешное выполнение заданий ГКО в 1945 г. завод им. Свердлова наградили орденом Боевого Красного Знамени

Всего за время Великой Отечественной войны завод произвел:

147 686 000 снарядов и мин,

5 570 000 авиабомб,

4 959 000 противотанковых мин,

1 557 000 снарядов для военно-морского флота,

2 628 000 реактивных снарядов.

Это больше, чем вся Россия за всю Первую мировую войну и половина всех взрывчатых веществ, произведенных в СССР в 1941-1945 гг. Ежемесячно выпускалось свыше 3 миллионов изделий. Каждый второй снаряд и каждая третья бомба, обрушившиеся на противника, прошли через завод им. Свердлова. Первая бомба, сброшенная на Берлин советской авиацией в августе 1941 г., была снаряжена на этом предприятии. Начиная с 1942 г., производство некоторых видов боеприпасов на заводе даже начали сокращать, потому что сделали их уже столько, что хватило для полной победы над Германией.

 

Кулебакский металлургический завод. В тяжелое для страны военное время на предприятии выполнялись заказы для танковой промышленности – бронелисты, башни, катки для гусениц, крышки люков, погонные кольца, велась сборка корпусов легких танков. В сжатые сроки на заводе была разработана технология изготовления носовой балки для Т-34. Эта сложная по профилю деталь повысила защищенностьь машины.

 

Выксунский завод дробильно-размольного оборудования производил  бронеавтомобили БА-20, корпуса легких танков Т-60 и Т-70, детали САУ-76 и Т-34, бронекорпуса штурмовиков Ил-2, корпуса мин и снарядов.

 

Завод «Двигатель революции» в годы войны выпускал торпедно-минное вооружение и морские снаряды, детали минометов, а также камеры сгорания и реактивные снаряды для «Катюш». В Горький был эвакуирован механический цех Брянского завода, который стал филиалом «Двигателя революции».

 

Заслуживают отдельного упоминания и другие горьковские предприятия:

  • Павловский завод №467 (ныне «Гидроагрегат»), оснастивший воздушными винтами треть всех советских ВВС.
  • Борский стеклозавод — главный поставщик бронестекол для самолетов, танков и автомобилей.
  • Дзержинский завод №148 «Рулон» - главный производитель оргстекла в начальный период войны.
  • Павловский завод автотракторного инструмента (ныне Павловский автобусный завод) — единственный производитель автотракторного и шоферского инструмента, в том числе для танковых частей.
  • Завод фрезерных станков — головное предприятие СССР по выпуску пистолетов-пулеметов ППШ в СССР с 1942 г.
  • Чернореченский химический завод («Корунд») - главный поставщик сырья для производства взрывчатки на завод им. Свердлова.
  • Завод «Красный якорь», производивший в годы войны якоря и цепи, в том числе для автобронетанковых частей.
  • Горьковский жиркомбинат, выпустивший половину всего динамитного глицерина в СССР.
  • Дзержинский завод №96 — крупнейшее химическое предприятие на территории СССР  в период войны, головной завод по выпуску иприта и люизита.
  • Городецкий механический завод, выпускавший реактивные снаряды М-13 и корпуса минометных мин.
  • Городецкая судоверфь, изготовившая для нужд фронта порядка 3000 понтонов.
  • Судоремонтный завод «Память Парижской коммуны», ставший крупнейшим в области производителем аэросаней для армии.
  • Завод «645 (ныне «Термаль») - единственный в стране производитель специальной электроаппаратуры для нужд флота.
  • Мордовщиковский завод №342 («Окская судоверфь») - единственный производитель понтонно-мостовых переправ.

 

В начале войны в наш город было эвакуировано несколько заводов и фабрик. Многие из них прижились на горьковской земле и остались у нас насовсем – это «Теплообменник», «Гидромаш», завод Петровского.

 

«Теплообменник» (тогда – завод имени Громова) был переведен в Горький осенью 1941 г. из подмосковного Солнечногорска. Эвакуация проходила с 19 октября по 8 ноября 1941 г. в тяжелейших условиях. Завод создавался практически на «пустом» месте, но уже 28 ноября 1941 г. приступил к выпуску продукции — радиаторов для самолетов. За заслуги в годы войны предприятие удостоено ордена Красной Звезды.

 

Московский завод «Гидромаш» работал для фронта еще в годы Первой мировой войны, а с 1933 года начал проектировать и изготавливать шасси для отечественной авиации. Осенью 1941 года «Гидромаш» эвакуировали в Горький. За годы войны предприятие выпустило 22 тысячи комплектов шасси к военным самолетам. Шасси «Гидромаша» стояли на каждом шестом самолете, собранном в СССР в 1941-45 гг.

 

Завод «Красный металлист» (ныне имени Петровского) в 1941 г. перевели в наш город из Киева. В 1945-м за выпуск радиотехнического оборудования его наградили орденом Трудового Красного Знамени.

 

Работали для фронта предприятия лесной и деревообрабатывающей, лёгкой и пищевой промышленности, местной промысловой кооперации. Армия и флот получили от горьковчан почти 1 млн. гимнастерок, 2 млн. единиц валенок и кожаных сапог, 56,5 тыс. полушубков, 1,3 млн. плащ-палаток, 285163 пары лыж, 795 тыс. тонн муки и крупы, 30,5 тыс. тонн макаронных изделий, 20 тыс. тонн сухарей, 30 тыс. тонн различных концентратов, 356 тыс. тонн картофеля, 53287 тонн мыла.

 

В Горьком родились новые формы высокопроизводительного труда, ставшие затем всенародными: движение двухсотников, тысячников и фронтовых бригад.  3 июля 1941 г. молодой рабочий машиностроительного завода № 92 Федор Букин, выступая на заводском митинге, предложил: «Время теперь военное. Наш долг работать за двоих — за себя и за товарища, ушедшего на фронт, выполнять и свою, и его норму». Так родилось движение двухсотников. Инициатива Ф.М. Букина, о которой сообщала газета «Комсомольская Правда», быстро нашла отклик по всей стране. А осенью, в октябре 1941 г., в напряженные дни боев под Москвой, рабочие Горьковского автозавода Виктор  Тихомиров и Василий Шубин, и Свердловского Уралмаша – Михаил Попов – одновременно создали первые в стране комсомольско-молодежные  фронтовые  бригады.

В 1942 г. на горьковской земле трудилось 2 020 комсомольско-молодежных и фронтовых бригад из 10 тыс., созданных по стране. В целом по стране в промышленности и на транспорте  насчитывалось 154 тыс. фронтовых бригад, где трудились свыше 1 млн. юношей и девушек. Из них более 10 тыс. – в Горьком и области.

 

Существенную помощь оказал город Горький в восстановлении Сталинграда, Ленинграда, Донбасса и других освобожденных территорий, направив туда рабочих и необходимое оборудование.

 

 

Сельское хозяйство. Основную тяжесть сельскохозяйственных работ с 1941 года пришлось взвалить на свои плечи женщинам, подросткам и старикам, заменившим ушедших на фронт мужчин. В 1943 году количество женщин, занятых на сельхозработах, составило 82%. На полях была организована работа за себя и за товарища, ушедшего на фронт. Трудились по 16-18 часов, в том числе и ночью. За годы войны горьковские колхозы сдали государству свыше одного миллиона тонн зерновых, 50 млн. пудов картофеля, 14 млн. пудов овощей, 4 млн. пудов мяса, 14 млн. пудов молока и множество иной продукции. В 1942 г. Горьковская область первой в стране выполнила план по поставкам хлеба, за что в апреле 1943 г. ей было вручено переходящее знамя ГКО.

 

Но необходимо понимать, что условия жизни и быта крестьян были в годы войны чрезвычайно тяжелыми. Уполномоченный при ЦК ВКП(б) по Горьковской области В.Е. Педьев 31 мая 1944 г. писал: «Имеют место массовые факты, когда колхозницы впрягаются по пять-шесть человек в плуг и на себе пашут приусадебные участки». Как пишут исследователи М.В. Зефиров и Д.М. Дёгтев, многие семьи, лишившиеся кормильцев, ушедших на фронт, оказывались в безнадежном состоянии. В Салганском районе семья фронтовика Воронова с пятью детьми и престарелыми родителями жила в полной нищете. Опухшие от голода дети защитника Отечества ходили по деревне в рваной одежде и просили милостыню… И таких примеров были тысячи.

 

 

Железнодорожники и речники. Выдающийся вклад в победу внесли горьковские железнодорожники. Осенью 1941 г. ими были построены бронепоезда «Козьма Минин», «Илья Муромец» и«Красная Звезда», которые были укомплектованы поездными бригадами из работников депо. 31-й отдельный дивизион бронепоездов прошел славный боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии. Всего предприятия Горьковской и Казанской железной дорог построили и снарядили в годы войны 14 бронепоездов.

 

Горьковские железнодорожники в течение всей войны осуществляли поставки на фронт. Через станцию станции Горький-Товарный в 1941-1945 гг. прошло 100 000 артиллерийских орудий, 1500 боевых самолетов, 23 600 танков, 10 000 минометов, 10 000 «Катюш», 8000 самоходных установок и 500 000 автомобилей. На перевозке боевой техники было занято 23 тысячи горьковских железнодорожников.

 

На знаменитой «Дороге жизни» трудились десятки шоферов-горьковчан, а также сотни произведенных в нашем городе грузовиков ГАЗ. За период блокады Ленинграда через Ладожское озеро было доставлено 1870 тысяч тонн различных грузов.

 

Самоотверженно работали речники г. Горького. На горьковских судоремонтных заводах буксирные суда были превращены в канонерские лодки, которые потом вошли в состав Волжской военной флотилии, а более 30 пассажирских судов переоборудовали в санитарно-транспортные для перевозки раненых. Волжская военная флотилия начала активные действия 25 июля 1942 г. Суда Верхне-Волжского пароходства под непрерывными бомбежками и обстрелами доставляли в Сталинград войска, оружие и боеприпасы, эвакуировали раненых, население и грузы из сражающегося города. За время Сталинградской битвы было перевезено 543 тысячи солдат, гражданского населения, раненых; 30 тысяч единиц техники, 150 тысяч тонн боеприпасов и продовольствия, 380 тысяч тонн нефтепродуктов. Маршал В.И. Чуйков писал: «Легче семь раз сходить в атаку, чем один раз переправиться через Волгу». Именно на переправах и работали горьковские речники. Особенно отличились экипажи судов «Память товарища Маркина», «Михаил Калинин», «Парижская коммуна» и других. В ходе Сталинградской битвы флотилия потеряла три бронекатера, противником были потоплены 18 пароходов (в том числе флагман пароходства «Иосиф Сталин») и шесть пассажирских катеров, а также 12 катерных тральщиков и шесть полуглиссеров.

31 раз за военные годы горьковские речники получали Красные Знамена Государственного Комитета обороны.

 

 

Оборонительный рубеж. 18 октября 1941 г., в дни обороны Москвы, было принято решение о строительстве оборонительных сооружений на подступах к Горькому. Опасность наступления гитлеровцев на город была серьезной. Предстояло построить оборонительный обвод, а также рубежи обороны по правому, на отдельных участках – по левому берегу Волги, и по правому берегу Оки с обводом для обороны г. Мурома. За два месяца было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ. При строительстве оборонительного рубежа потребовалось заготовить около 100 тысяч кубометров камня, 300 тысяч кубометров леса. Свыше полумиллиона человек было мобилизовано на строительство. Разрешалось привлекать к работам и студентов всех вузов, учащихся старших курсов техникумов и учеников 9 – 10 классов средних школ.

 

Строительство оборонительного рубежа было завершено в январе 1942 г. Его протяженность составила 1134 километра. На рубеже было возведено 1116 дотов и дзотов, 1026 землянок, 114 командных пунктов. Танкоопасные направления перегородили надолбами, железными «ежами» и завалами. Тогда же Горьковский комитет обороны принял постановление об оказании помощи строительству Владимирского укрепленного рубежа, передав ему броне- и железобетонные колпаки, сборные доты для огневых точек и другое оборудование. Ремонтно-строительные работы на оборонительных рубежах Горьковской области продолжались в течение почти всего 1942 г. Только в 1943-м, после победы под Курском, в связи с общим изменением обстановки на фронтах эти работы прекратились.

 

За образцовое выполнение заданий Горьковского комитета обороны 80 строителей рубежа к были награждены орденами и медалями. А всего в годы войны свыше 134 тысяч горьковчан получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

Уже в XXI веке в нескольких точках, где находились сооружения оборонительного рубежа (в частности, у с. Оранки, на Арзамасской трассе) были установлены памятные знаки.

 

 

Эвакуация. Горьковская область в годы войны стала одной из крупнейших эвакуационных баз. Первые эшелоны с эвакуированными прибыли в Горький уже 28 июня 1941 г. Созданная в начале июля специальная областная комиссия под руководством М.М. Третьякова, председателя исполкома областного Совета депутатов трудящихся, занималась вопросами размещения и обслуживания переселенцев. В г. Горьком был создан эвакуационный пункт, в задачи которого входили организация приема эвакуированных граждан, обслуживание их на вокзалах и причалах, отправка на места расселения.  К 27 августа 1941 г. в область прибыло 125600 человек, из них – детей около 70 тысяч, в том числе, без родителей около 3,5 тысяч.

 

К 1943 г. в городе и области было размещено 176, 8 тыс. эвакуированных граждан, из них 79,3 тыс. детей.  42 ленинградских детдома размемтили в 18 районах Горьковской области. За годы войны в семьях горьковчан воспитывалось 8 856 детей-сирот, в том числе и ленинградских ребят. Ставшая известной всему миру по своим дневниковым записям ленинградская школьница Таня Савичева, вывезенная из блокадного города в августе 1942 г., два года прожила на Горьковской земле.  К сожалению, изнуренная голодом девочка не выжила, умерла от прогрессирующей дистрофии 1 июля 1944 г.  и была похоронена в пос. Шатки. В настоящее время там расположен мемориал ее памяти.

 

В июле 1941 г. в адрес М.И. Родионова пришло письмо от Георгия Димитрова, генерального секретаря исполнительного комитета Коминтерна, с просьбой принять и разместить в Горьковской области детей сотрудников Коминтерна.  Ребят и обслуживающий персонал решили направить в дом отдыха «Лесной курорт» в Краснобаковском районе.  Как пишет А.Б. Шурыгина, в общей сложности приехало 750-760 человек. Определенную трудность составляло то, что многие дети и взрослые не знали русского языка. Но в любом случае, эвакуированные были довольны приемом и условиями размещения. В помощь обслуживающему персоналу из местного населения выделили 130 человек. До июня 1944 г. дети немецких, венгерских, румынских, финских, австрийских, японских антифашистов, англичан, французов жили на горьковской земле, которая стала для них вторым домом.

 

В июле 1941 г. в огромном количестве в г. Горький поступили  на сохранность  экспонаты музеев из Смоленска, Сум, Ленинграда: Государственного Русского музея, Дворцов-музеев г. Пушкина (Александровского, Павловского, Екатерининского), а также Государственного Этнографического музея. Эти грузы находились в Горьковском краеведческом музее с июля по сентябрь. Затем они были отправлены дальше на восток. Горьковский краеведческий  музей 28 октября 1941 г. также был эвакуирован из города в село Тонкино.

 

 

Работа НКВД. Горьковское управление НКВД работала по двум направлениям: готовило кадры для заброски в тыл противника и боролось с вражеской агентурой на своей территории. За годы войны личный состав Управления сменился полностью почти два раза. 275 сотрудников проходили службу непосредственно в контрразведывательных органах действующей армии. Двадцать два контрразведчика погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

 

В Горьком формировались диверсионно-разведывательные отряды и группы, которые направлялись для действий в тылу гитлеровских войск. Они успешно действовали на оккупированных территориях Ленинградской, Псковской и Новгородской областей вплоть до их освобождения. На базе Горьковской межкраевой школы НКВД был создан специальный факультет, готовивший радиооператоров для работы в составе партизанских и диверсионных отрядов в тылу врага. В январе 1943 года состоялся первый выпуск — все 39 человек были распределены в качестве радистов в разведывательно-диверсионные группы органов госбезопасности и в составе этих групп выброшены в тыл врага. При выполнении задания многие радисты первого выпуска спецфакультета погибли. В Горький из них после войны вернулись лишь двое.

 

10 марта 1942 г. приказом по Западному фронту командующего войсками генерала армии Г.К. Жукова за доблесть и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, были награждены 20 бойцов истребительного батальона Горьковской области.

 

За войну горьковскими чекистами было выявлено и разоблачено в тылу более 346 агентов вражеских разведок, в том числе 26 сброшенных в различные районы области парашютистов. Добровольно разоружившихся вражеских агентов использовали против фашистской разведки, осуществляя операции по дезинформации.

 

 

Горьковская медицина. Огромный вклад внес г. Горький в восстановление здоровья раненых и больных бойцов. Горьковская госпитальная база являлась  одной из крупнейших и важнейших госпитальных баз тыла. Она отличалась от других большим числом госпиталей общехирургического профиля. За период с сентября 1941 г. до конца войны в городе и области было сформировано 143 госпиталя на 58 780 коек, принято и размещено 28 госпиталей на 12 860 коек, передислоцированных из других областей. В разные периоды войны в Горьковской  области функционировал 171 эвакогоспиталь на 71 640 коек. Здесь сосредоточился мощный научный медицинский потенциал, способный в короткие сроки ставить на ноги раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии. Всего за 4 года войны  в госпиталях Горьковской области находились на излечении 422 949 солдат и офицеров. 99,4 % раненым была сохранена жизнь, что было выше общесоюзных показателей.

 

Те из воинов, кто все же скончался в госпиталях от ран и болезней, были похоронены на горьковской земле. Самое крупное госпитальное захоронение в нашем городе находится на кладбище «Марьина роща».

 

8 октября 1941 г. был создан Горьковский областной комитет помощи раненым и больным воинам Его возглавил секретарь обкома ВКП(б) по пропаганде И.М. Гурьев. В задачу комитета входило всемерное содействие госпиталям. Вплоть до конца войны  центральные и местные органы власти, медицинские работники, интеллигенция, труженики предприятий, колхозов и совхозов, пенсионеры и дети оказывали существенную помощь в излечении раненых воинов. 50 тысяч горьковских доноров сдали для бойцов и командиров свыше 130 тонн крови.

 

 

В горьковском небе. Уже в июле 1941 г. в нашем городе началось формирование 90-го запасного зенитно-артиллерийского полка. Он вел подготовку кадров, а также нес боевую службу по охране горьковского неба.

 

В августе 1941 г., когда противник совершал налеты на Москву, на базе 90-го зенитно-артиллерийского полка был создан 196-й зенитно-артиллерийский полк — основная боевая единица Горьковского района ПВО. В г. Горьком были образованы городской и районные штабы МПВО, свои штабы создавались на всех предприятиях. В ноябре 1941 г. Горьковский бригадный район ПВО со всеми частями и штабами был введен в состав действующей Красной Армии. Как пишут М. Зефиров, Д. Дёгтев и Н. Баженов, в 1943 году Горьковский корпусной район ПВО и 142-я истребительная авиадивизия насчитывали 47 истребителей, 433 зенитных орудия среднего и 82 малого калибра. Сравнительно широко была внедрена и радиолокация — имелось тринадцать радиолокационных станций орудийной наводки СОН-2 и две РЛС типа «Пегматит».

 

Первый удар люфтваффе по Горькому нанесли днем 4 ноября 1941 г. Хотя зенитная артиллерия своевременно открыла огонь, немецким бомбардировщикам удалось  отбомбиться по заводам им. Ленина, «Двигатель революции» (пострадали два цеха) и автозаводу (разрушен ремонтно-механический цех). На следующую ночь налет повторился. Пострадали жилые кварталы и цехи завода ГАЗ. Велики были потери среди гражданского населения: 127 убитых и 371 раненных.

 

Вновь немецкие самолеты появились над Горьким ночью 12 и 14 ноября, но на этот раз бомбежка особых неприятностей не принесла. Зато первого боевого успеха добились расчеты 196-го зенитного артиллерийского полка, подбившие немецкий бомбардировщик Не-111.

 

В феврале 1942 г.  воздушной атаке вновь подвергся автомобильный завод. Благодаря действиям зенитной артиллерии и истребительной авиации серьезных разрушений удалось избежать. Однако один самолет противника 4 февраля на большой высоте и с заглушёнными моторами незамеченным прошел к Автозаводу и сбросил на него три фугасных бомбы, в результате чего были повреждены колесный и моторный цеха. По данным местной противовоздушной обороны во время налетов 4, 5 и 6 февраля в городе было убито 20 и ранено 48 человек.

 

27 июля 1942 г. истребитель МиГ-3, пилотируемый летчиком 722-го иап ПВО старшим лейтенантом Петром Шавуриным, тараном сбил немецкий разведчик Ju-88D-5. Советский пилот благополучно спасся на парашюте. Через пять месяцев он снова таранит вражеский разведчик, став единственным советским летчиком, имеющим безусловное подтверждение двух «таранных» побед.

 

Примеру Петра Шавурина последовал его товарищ лейтенант Борис Табарчук. Когда у него закончились боеприпасы, он пошел на таран. Летчику удалось посадить свой поврежденный самолет. Он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Этой же награды, но посмертно, был удостоен летчик-истребитель Михаил Белоусов, таранивший вражеский бомбардировщик, который стремился прорваться к Горькому.

 

В ноябре 1942 года гитлеровцы снова совершили крупный бомбардировочный налёт на  Горький. Был нанесён серьёзный ущерб заводу «Нефтегаз», жилым кварталам.

 

Самые серьезные испытания нашему городу пришлось пережить в июне 1943 года, когда накануне Курской битвы немцы провели крупномасштабную стратегическую операцию, в ходе которой предприняли 7 массированных налетов на город. Главной целью экипажей бомбардировщиков Люфтваффе стал автозавод. Налеты продолжались с 4 по 23 июня. Всего на город были сброшены 1631 фугасная бомба и 33934 зажигательных, в том числе на автозавод — соответственно 1095 и 2493. В результате налетов на заводе серьезно пострадали: главный конвейер, цеха шасси, термический, колесный, кузнечный, прессовый, кузовной и другие. Всего же на предприятии было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тысяч метров конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тысяч комплектов электроаппаратуры и приборов. От немецких бомб погибло не менее 254 жителя Автозаводского района и 28 бойцов ПВО, ранено соответственно 492 и 27, много людей числилось пропавшими без вести. Кроме ГАЗа пострадал и ряд других предприятий.

 

Из дневника Ивана Андреевича Харкевича, инженера-теплотехника, главного энергетика завода «Красная Этна»:

«5 июня 1943 г. Теплая и тихая летняя ночь, ни облачка, все небо усыпано звездами, на западе еще не потухла вечерняя заря. В 0 часов по радио завыла сирена воздушной тревоги. Было тихо, зенитки огня не открывали, и город притаился во тьме. Я вышел из дома, побродил вокруг дома и думал, что так и пройдет. Прошло с полчаса и в отдалении забухали зенитки. Стрельба все приближалась к нашему району. Вдруг с неба яркие звездочки, и через несколько минут штук по 20 осветительных ракет повисло в различных местах над Автозаводом. Наш поселочек был осветлен как днем. Красноватый свет заливал всю местность, при этом свете можно было разбирать мелкую печать. Зенитный огонь усилился и вслед за этим послышался рев самолетов, выходящих из пике. Послышался нарастающий свист бомб и грохот разрывов. Первые бомбы упали в ТЭЦ, с тяжелым сердцем смотрел я на пламя, которое взвилось над котельной. Столбы пламени под грохот взрывов поднялись и в других частях Автозавода. Сразу целая огненная стена выросла над Автозаводом, таких налетов еще не было. Чувствовалось, что налет массовый, так как рев самолетов слышался один за другим, за ним свист бомб и грохот разрывов. Немцы неистово бомбили по образовавшимся огненным ориентирам, одновременно бомбя шоссейные дороги вокруг завода и поселков. Зрелище жуткое. Жители нашего поселка, в том числе и Леля с Наталкой (Автозаводцы - Автозаводский район: жена и дочь И.А. Харкевича), не успели уйти в щели и стояли в коридорах и лестничных клетках. Наши домики вздрагивали и тряслись при каждом взрыве близко упавших бомб. Чтоб не поранило стеклом от взрыва упавшей бомбы, мы с Лелей залезли в подполье. Боязно было, что дом загорится, и мы попадемся в подполье, как мыши в мышеловке. Я все время стоял наготове, чтоб вытащить своих дорогих. В довершении всего сильно мигнул свет, напряжение упало до нуля, но потом восстановилось и снова упало до нуля, свет погас. Очевидно, повредило линию 115 киловольт, а может быть и самую ТЭЦ. Зенитки били, но не очень интенсивно. Чувствовалась слабая защита. От каждого близкого взрыва бомб сыпалась земля в подполье и ныло сердце за моих дорогих Лелю и Наташу.

К двум часам ночи реже стали взрывы бомб, море огня полыхало над Автозаводом. Зенитки стали бить реже. Скоро все затихло, восток разгорался зарей. Тишина стояла непривычная, не слышно шума завода, доносились голоса людей, гудки автомашин. Дым стелился сплошным облаком чуть гонимым, предутренним ветерком.

Бедной Карповке сильно досталось. Вся она расположена вдоль шоссе и немец, бомбя шоссе, разносил близстоящие домишки. Бросал бомбы 100 и 250 килограмм. Бомба 250 килограмм упала в центр шоссе против детского сада на расстоянии 20 метров от него, но все стекла по какой-то случайности остались целы. Отбой объявили в 2 часа и он уцелевшим, измученным людям, показался небесной музыкой. Мы уложили Наталку в постель, она довольно хорошо переносит бомбежку и проспала на этот раз на низенькой табуреточке и на маминых коленях. Бедная моя Леля измучилась за ночь, но внешне была спокойна.

Восток разгорался зарей, а с запада нашего поселка полыхало море огня, заливаемое едкими струями пожарных машин из пожарных водоемов. Воды не было, водозабор стоял и замер весь громадный наш завод. Мы забылись тревожным и тяжелым сном».

 

На устранение последствий бомбежек было брошено в общей сложности 35 тысяч человек – начиная от специальных строительных подразделений и до мобилизованных жителей Узбекистана. Принятые меры оказались эффективными. Основные мощности  автозавода были  восстановлены через 100 дней.

 

По итогам вражеских налетов горьковскую ПВО значительно усилили. На 1 октября 1944 года в составе соединений ПВО Горького имелось орудий зенитной артиллерии среднего калибра — 463, малого — 262, зенитных пулеметов — 171, прожекторов — 160, станций орудийной наводки — 11. С воздуха город прикрывали 124 истребителя-перехватчика. Это в среднем в два раза превосходило силы ПВО такого города как Киев. Официально считается, что над Горьким и в области было сбито 14 вражеских самолетов, в первую очередь бомбардировщиков и разведчиков He-111 и Ju-88.

 

 

«Голиаф». Вскоре после войны под Горьким была смонтирована первая в СССР, а, возможно и в мире, сверхдлинноволновая радиостанция «Голиаф». Она была построена в Германии у города Кальбе в 1943 г. для координации действий немецких подлодок. В начале 1945 г. станцию захватили американцы, но при разделе Германии на зоны влияния она отошла к Советскому Союзу. В 1949 г. было принято решение о восстановлении станции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Специально для обслуживающего персонала станции началось строительство поселка Дружный. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество ее работы зависело и от состояния почв), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и 27 декабря 1952 г. она вышла в эфир. В начале 1960-х «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами. Он продолжает свою работу и по сей день.

 

 

Культура. Хотя многие культурные учреждения города и области и оказались заняты под военные нужды, оставшиеся продолжали работать. Первые два года войны в городе действовали только театр драмы, театр оперы и балета и филармония. В театре оперы в 1942 году была поставлена опера Э.Ф. Направника «Нижегородцы», рассказывающая о временах Смуты. В 1943 г. здесь же был создан ансамбль русской песни и пляски. В Горьковском драматическом театре – одном из первых в стране – в 1943 г. поставили пьесу Л.М. Леонова «Нашествие», посвященную событиям Великой Отечественной. За 1941-44 гг. работники искусства организовали 4240 спектаклей и концертов в воинских частях и 3712 — в госпиталях. На фронт выезжали 14 специальных бригад артистов горьковских театров.

 

В начале войны в областном издательстве вышел вторым изданием роман В.И. Костылева «Кузьма Минин». А 7 ноября 1943 г. этому выдающемуся нижегородцу в центре города был поставлен памятник работы скульптора А.И. Колобова.

 

 

Горьковская епархия. Перед началом Великой Отечественной войны Горьковская епархия оказалась близка к уничтожению: почти все храмы были закрыты или уже не существовали. Последнюю в Горьком церковь — Троицкую в поселке Высоково — закрыли накануне войны, 8 мая 1941 г. Но она была вновь была открыта уже 10 августа 1941-го; и в первые же месяцы войны её прихожан внесли в Фонд обороны более миллиона рублей. На извещении об этом Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий написал: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит». Всего за годы войны горьковские прихожане сделали пожертвования в размере 9 234 000 рублей.

 

14 апреля 1943 года горисполком предоставил вторую церковь в Горьком — в посёлке Карповка — «для молитвенных нужд» создавшейся общине. Но в ночь с 13 на 14 июня при налете гитлеровской авиации пять человек из общины погибло, пострадало само здание. Карповскую церковь отремонтировали и вновь открыли 19 июля 1944 г. В августе 1943-го была заново открыта церковь и в слободе Печеры.

 

С 1942 года архиепископом Горьковским и Арзамасским стал Сергий, до этого, с 1936 г., находившийся в заключении в лагере в Ленинградской области, где он работал конюхом. Согласно подсчётам 1943 г., из 1126 церковных зданий епархии 892 использовались под клубы, школы и склады, а 228 разрушались, пустуя.

 

В 1944 г. Сергия сменил архиепископ Зиновий. Вступив во временное управление обширной Горьковской епархией, он обнаружил здесь всего 38 священнослужителей, причем 26 из них уже побывали в тюремном заключении, в основном, по статье «антисоветская агитация».

В 1945 году в Горьковской области открыли 13 храмов.

 

 

Цена Победы. Большими жертвами добывалась Победа на фронтах войны. С 1994 года выходила Книга Памяти нижегородцев, погибших в годы Великой Отечественной. Было издано 20 томов, в которых содержатся данные более чем на 360 тысяч горьковчан, не вернувшихся с полей сражений. Из них:

 

более 140 тысяч погибших,

около 40 тысяч умерших от ран,

свыше 4 тысяч погибших в плену,

более 160 тысяч пропавших без вести…

 

Согласно данным Всероссийской Книги Памяти из всех регионов страны Нижегородская область находится на третьем месте по количеству своих граждан, не вернувшихся с полей сражений. Первые два места занимают Московская область и Краснодарский край, однако на их территории велись боевые действия. Из всех тыловых регионов России наша область потеряла больше всех.

 

Только в ходе поисковых работ на местах боев за последние 30 лет были обнаружены останки свыше 1050 наших земляков — и это только тех, чьи имена удалось установить. Многие из них до последнего времени считались пропавшими без вести. Останки около 80 воинов были доставлены на родину и погребены в Нижегородской земле. Процесс установления имен и судеб павших защитников Отечества-горьковчан, увековечения их памяти продолжается.

Created by GraphitPowered by TreeGraph