Фото
Смертный медальон

Горьковская область в годы войны

Горьковская область в годы Великой Отечественной войны

 

Горьковчане на фронте. В годы войны из города Горького и Горьковской области в Красную армию было призвано свыше 822 тысяч человек, а с учетом кадровых военных, находившихся в рядах вооруженных сил к лету 41-го — 884 тысячи.

Уже 22 июня 1941 г. в Горьком было организовано 10 пунктов сбора военнообязанных. В первый же день войны военкоматы г. Горького поступило 5 486 заявлений, в области – 10 000.

Формирование воинских частей на территории Горьковской области началось еще до 22 июня 1941 г. По последним данным, в предвоенные и военные годы в Горьком и области было сформировано и отправлено на фронт около 100 стрелковых, танковых, механизированных, авиационных и других частей и соединений: управление 3-й Ударной армии, 2 гвардейских корпуса, 12 стрелковых дивизий, свыше 30 танковых и механизированных бригад, 4 стрелковых бригады, 3 артиллерийских бригады, 2 бригады речных кораблей, десятки отдельных полков и батальонов и многие другие части. Стоит сказать, что после понесенных на фронте потерь воинские части переставали быть «горьковскими» - пополнение в них поступало из различных регионов страны. С другой стороны, наши земляки отправлялись в самые разные части и соединения РККА и сражались на всех фронтах и флотах — от Баренцева до Черного моря.

Вот краткий боевой путь некоторых горьковских дивизий:

118-я стрелковая дивизия (II формирования). Сформирована в 1941 году на территории Шахунского района. В июле 1942 г. выдвинулась подо Ржев и вошла в состав 31-й армии. В начале августа части 118-й сд перешли в наступление. Дивизия вела непрерывные наступательные действия с 4 августа по 12 сентября, освободила 84 населённых пункта. Но участие в «ржевской мясорубке» стоило ей больших потерь. Затем было пять месяцев «боев местного значения» - вплоть до марта 1943 г, когда немцы оставили Ржевско-Вяземский выступ. Преследуя противника, 118-я сд первая на Западном фронте перешла в наступление. В условиях весенней распутицы и бездорожья, дивизия прошла с боями около 180 км, освободив до 160 населённых пунктов, способствовала освобождению Ржева и Сычевки, участвовала в освобождении Дорогобужа. 10 апреля 1943 г. дивизия была преобразована в 85-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

В августе 1943 г. 85-я гв сд принимает участие в Смоленской наступательной операции, в ходе которой дивизия прошла с боями 200 км, и освободила более 100 населенных пунктов. В октябре-ноябре 1943 г. 85-я гв сд вела «бои местного значения» на оршанском направлении. Вплоть до лета 1944 г. дивизия сражалась на различных участках фронта в Псковской области. В июне начинается операция по освобождению Прибалтики. 16 июля дивизия первой пересекла границу Латвии. 9 августа 1944 г. 85-я гв сд была награждена Орденом Красного Знамени. В сентябре она принимает участие в Рижской операции, в ходе которой освободила концлагерь Саласпилс и освободила там 1200 советских военнопленных, а также вела бои непосредственно за г. Ригу. 3 ноября 1944 г. дивизии было присвоено наименование «Рижская». После этого, вплоть до конца войны, 85-я гв сд участвовала в блокировании Курляндской группировки противника. С 10 мая дивизия на своем участке вела прием капитулирующих немецких войск.

137-я стрелковая дивизия сформирована в 1939 году в Арзамасе. В начале июля 1941 года дивизия была передана в распоряжение 13-й армии. Она вступила в бой восточнее Могилёва, до ноября 41-го трижды побывала в окружении. К тому времени в дивизии оставалось всего 806 активных штыков. С середины декабря 1941 года 137-я сд, пополнившись, участвовала в наступлении в ходе Елецкой операции. В течение 1942 года держала оборону в районе Мценска. С 23 июля 1943 года принимала участие в Орловской стратегической наступательной операции. С конца августа участвовала в наступлении в общем направлении на Гомель. С 27 июня 1944 года принимала участие в Белорусской стратегической наступательной операции, в числе других приняла участие в освобождении Бобруйска. С  сентября 1944 года вела оборонительные бои. 14 января 1945 года в составе II Белорусского фронта перешла в наступление, прорвала оборону немцев и вела наступление в Восточной Пруссии. 28 января вышла к Балтийскому морю. С февраля по 8 мая дивизия принимала участие в уничтожении окруженной немецкой группировки в Восточной Пруссии в районе г. Эльбинга. 25 мая 1945 г. 137-я сд овладела городом Мюльхаузен. За эти бои дивизия была награждена орденом Суворова.

160-я стрелковая дивизия была сформирована в июле-августе 1940 года. 28 июня 1941 г. дивизия ушла на фронт. В 1941 г. вела оборонительные бои восточнее Могилева, попала в окружение, из которого вышла с большими потерями. Дивизия потеряла в окружении свыше 9 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Осенью дивизия сражалась в Курской области и там снова попала в окружение, из которого с трудом вырвалась с большими потерями. В составе 13-й армии Брянского фронта вся 160-я сд была еще раз окружена 5 октября 1941 г. в районе Рыльска, однако снова смогла вырваться. После этого в течение длительного времени она держала оборону на верхнем Дону. После разгрома фашистских захватчиков под Сталинградом дивизия в составе 3-й танковой армии успешно продвигалась в направлении на Харьков и Полтаву. За боевые заслуги 18 апреля 1943 г. преобразована в 89-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Участвовала в Курской битве. К 22 августа части дивизии обошли Харьков с запада, перерезали вражеские коммуникации и вышли на дорогу Харьков — Полтава, а 23 августа воины дивизии овладели западной окраиной Харькова. Затем дивизия участвовала в освобождении Левобережной и Правобережной Украины, в Ясско- Кишинёвской, Варшавско-Познанской и Берлинской наступательных операциях. Удостоена почётных наименований «Белгородская» и «Харьковская», награждена орденами Красного Знамени и Суворова 2-й степени.

238-я стрелковая дивизия формировалась в 1942 году в Арзамасе. С конца ноября 1942 года участвовала в операции «Марс»: наступала в долине реки Лучеса c запада на восток в направлении Ржева. Тяжёлые бои в этом районе продолжались до конца января 1943 г. 238-я дивизия понесла во время операции большие потери. В апреле 1943 г. была направлена на Брянский фронт, где была введена в бой 17 июля в ходе Орловской операции, освобождала город Карачев. Принимала участие в Брянской и Гомельско-Речицкой операциях, 25 ноября 1943 г. вышла к Днепру. Весной 1944-го была перемещена на подступы к Могилёву. Перешла в наступление в ходе Белорусской операции, 27 июня 1944 г. форсировала Днепр южнее Могилёва, завязала бои за город и стала одной из дивизий, отличившихся при его освобождении. К середине июля 1944 г. дивизия была переброшена в район юго-западнее города г. Новогрудок, откуда начала наступление на втором этапе Белостокской операции. В ходе Восточно-Прусской операции прорвала оборону в районе Мазурских озёр, северо-западнее города Баранув, с 27 января 1945 г. участвовала в уничтожении хайльсбергской группировки противника. В ходе Восточно-Померанской операции с 11 по 21 февраля 1945 г.  вела наступление, затем бои на подступах к Данцигу и 30 марта 1945 г. участвовала в его освобождении. Позднее была задействована в Берлинской операции. Закончила войну в районе немецкого города Людвигслуст.

279-я стрелковая дивизия формировалась в Горьковской области дважды. Впервые сформированная летом 1941 г., в августе она была отправлена на Брянский фронт. В сентябре участвовала в наступлении на Рославль, продвинулись всего на 10-12 км, после чего перешла к обороне. В начале октября гитлеровцы пробили 60-километровую брешь в обороне Брянского фронта и прорвались почти на 100 км в глубину. Противнику удалось расчленить 279-ю сд, была утеряна связь с двумя полками. 6 октября немцы окружили две советских армии (13-ю и 50-ю) в районе Брянска. 279-я сд оказалась в окружении и вынуждена была прорываться с боями. Всего из состава дивизии к своим в течение октября прорвалось всего около 1500 человек. 17 ноября дивизия была расформирована.

279-я стрелковая дивизия второго формирования была создана в Балахнинском районе. Первое участие в боевых действиях дивизия приняла 25-26 ноября 1942 года в составе 41-й армии: она должна была пробить коридор к окруженным частям 1-го мк и 6-го ск под г. Белым. В этих боях дивизия понесла большие потери, но позволила значительной части окруженных выйти к своим. В конце декабря 1942 г. дивизия была переброшена на юг, вела бои за Ворошиловград (ныне Луганск). После освобождения города 279-я дивизия продолжала вести наступательные освободительные бои и вышла на восточный берег реки Северский Донец в районе города Лисичанска, где вела кровопролитные бои с контратакующим противником. Освободить Лисичанск удалось лишь 2 сентября. За боевые отличия 279-й стрелковой дивизии было присвоено звание «Лисичанская». В конце января 1944 г. 279-я дивизия была передана 51-й армии,  готовившейся к освобождению Крыма. За боевые заслуги при освобождении Симферополя дивизия была удостоена звания «Краснознаменная» и награждена орденом Боевого Красного Знамени. 7 мая 1944 г. 279-я дивизия принимала участие в штурме и освобождении Севастополя. На Сапун-горе был установлен Обелиск освободителям Крыма, в их числе названа и 279-я сд. После освобождения Крыма дивизия была переброшена в Прибалтику и вошла в состав I Прибалтийского фронта. С участием дивизии были освобождены литовский город Шауляй, латвийская Митава и порт Паланга. 

322-я стрелковая дивизия начала формирование в августе 1941 г. в г. Горьком. Дивизия приняла участие в контрнаступлении под Москвой, действуя в Тульской области, в 1942 г. вела оборонительные бои. В начале 1943 г. она была переброшена на Воронежский фронт.   В феврале воины дивизии отличились при прорыве укреплений врага и в боях на улицах Курска. Дивизия принимала участие в освобождении Украины, Польши, Чехословакии, была задействована в Висло-Одерской, вышла к Одеру. Закончила свой боевой путь 322-я сд в Праге.

Особую роль в формировании воинских частей и подразделений сыграл Горьковский учебный автобронетанковый центр (ГУАБТЦ), который работал в нашем городе с 1941 по 1943 гг. Он являлся головной организацией в СССР, где велась подготовка советских экипажей для бронетехники, поставляемой в СССР по системе Ленд-лиза. Силами центра в общей сложности было отправлено на фронт свыше 60 танковых бригад, около 40 танковых полков и порядка 80 батальонов различного назначения, оснащенных как техникой советского производства, так и английской и американской.

Помимо регулярных частей в ноябре 1941 г. в г. Горьком были сформированы 72 отряда народного ополчения общей численностью 34568 человек, которые участвовали в битве под Москвой. Горьковчане воевали с фашистами и в партизанских отрядах.

Особое место в списке участников войны занимают добровольцы-политбойцы – комсомольцы и члены ВКП(б), отправленные в действующие фронтовые части в первые месяцы Великой Отечественной войны по специальной партийной мобилизации с целью повышения боеспособности и моральной устойчивости личного состава воинских частей». Всего на фронт в начальный период Великой Отечественной отправилось до 130 тысяч добровольцев-политбойцов, в том числе из Горьковской области — не менее  5685 человек.

 

Горьковчане – Герои Советского Союза. Еще в предвоенные годы звание Героя Советского Союза было присвоено горьковчанам Н.М. Баринову за героизм в боях у озера Хасан, В.А. Амешеву и М.С. Кочетову (обоим посмертно) за подвиги на реке Халхин-Гол. В.А. Новиков, П.А. Семенов и Г.М. Склезнев (последний посмертно) удостоены звания Героев за борьбу против фашизма в Испании. Горьковчане П.П. Борисов, М.И. Быков, Б.А. Корнилов, М.А. Лобасев, Н.В. Машков и И.А. Петрушин (посмертно) были удостоены этого высокого звания за героизм в  войне с Финляндией. Всего в предвоенные годы звание Героя Советского Союза получили 27 горьковчан. Среди них также особо хотелось бы выделить прославленного летчика В.П. Чкалова и участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-1» под руководством И.Д. Папанина Е.К. Федорова.

Уже в начале Великой Отечественной войны, 26 июня 1941 года, совершил свой подвиг лейтенант В.М. Балашов: экипаж под командованием капитана А.С. Маслова (в одном бою с капитаном Гастелло) направил горящий бомбардировщик на скопление вражеских войск. За время войны этот подвиг повторили 8 горьковчан. В августе 1941 г. на подступах к г. Ленинграду одним  из первых осуществил лобовой таран самолета противника младший лейтенант Александр Березин. Летчик Михаил Шаронов также повторил подвиг Николая Гастелло.

Всей стране стали известны подвиги нижегородцев моряка Евгения Никонова и пехотинца Юрия Смирнова, посмертно награжденных званиями Героя Советского Союза.

7 ноября 1941 года в боях за Севастополь 5 бойцов батальона морской пехоты во главе с горьковчанином политруком Н.Д. Фильченковым вступили в бой с 11 танками противника. В критический момент боя моряки обвязались гранатами и бросились под вражеские танки, уничтожив 10 из них.

Примером массового героизма стал подвиг взвода гвардии лейтенанта П.Н. Широнина, оборонявшего железнодорожный переезд в районе г. Харькова. Пять суток в марте 1943 года 25 гвардейцев сдерживали натиск врага, имевшего 35 танков и бронемашин. Враг не прошел, оставив на поле боя 30 единиц техники и более 100 солдат и офицеров. Все 25 гвардейцев стали Героями Советского Союза, 18 — посмертно, среди них наши земляки - С.Г. Зимин, И.Н. Силаев и А.А. Скворцов.

48 горьковчан стали полными кавалерами ордена Славы. Среди них первыми орден получили Александр Фильчагин, Евгений Аверьянов, Александр Ванюков.

На Курской дуге повторил подвиг Александра Матросова пехотинец Николай Талалушкин.

Беспримерный подвиг совершил горьковчанин гвардии ефрейтор В.А. Митряев. На Курской дуге он, теряя сознание от полученных ран, зажал зубами провода телефонной связи. Ефрейтор Митряев обеспечивал связь под огнем противника при форсировании Днепра, Немана, Вислы, Одера.

Только при форсировании Днепра более 30 горьковчан стали Героями Советского Союза. Два горьковчанина стали дважды Героями Советского Союза: летчики А.В. Ворожейкин и В.Г. Рязанов.

В битве за Берлин артиллерию 1-го Белорусского фронта возглавлял горьковчанин, будущий  маршал артиллерии Василий Иванович Казаков.

На Курилах стоит памятник моряку старшине 1-й статьи Н.А. Вилкову. Он был восьмым горьковчанином, повторившим 18 августа 1945 года подвиг Александра Матросова. 

В общей сложности бессмертный подвиг экипажа капитана Гастелло повторили восемь горьковчан, семеро летчиков совершили тараны в небе войны, восемь воинов из Горьковской области закрыли своими телами амбразуры вражеских дотов и дзотов. Эти данные не являются окончательными – по мере обнародования новых военных документов всплывают все новые и новые имена наших героических земляков.

 

Захват города Горького, крупнейшего военно-стратегического и промышленного центра,  был одной из целей плана «Барбаросса». По замыслу командования Вермахта,  войска 2-й танковой группы Г. Гудериана должны были прорваться через Рязань к Мурому и, переправившись через Оку, взять Арзамас. Захватив этот город, они вышли бы на Горький с южного направления. По данным начальника штаба 771-го стрелкового полка полковника А.В. Шапошникова, в боях под Могилевом разведчики взяли в плен генерала из штаба 24-го моторизованного корпуса 2-й танковой группы Вермахта со штабной картой. На этой карте был проложен маршрут движения корпуса через Тулу с конечной точкой  в г. Горьком. Планы немецкого командования в отношении г. Горького находят подтверждение и в «Военном дневнике» начальника штаба фашистских войск Франца Гальдера.

 

Горьковский комитет обороны. С октября 1941 г. Горьковская область стала прифронтовой, в связи с этим 23 октября 1941 г. был создан Горьковский городской комитет обороны (ГГКО) во главе с председателем — первым секретарем обкома и горкома ВКП(б) М.И. Родионовым и заместителем председателя комитета — председателем облисполкома М.Т. Третьяковым (впоследствии его сменил А.П. Ефимов). Решения ГГКО подлежали обязательному исполнению  всеми гражданами и организациями области. Комитет был самым тесным образом связан с военным руководством страны. Он осуществлял общую координацию мер по перестройке промышленности, наращиванию выпуска военной продукции, организовывал противовоздушную оборону промышленных предприятий и гражданских объектов, следил за соблюдением дисциплины и порядка в городе и области, обеспечению предприятий людскими ресурсами. За 1941-1943 гг. ГГКО рассмотрел более 400 важнейших вопросов.

К наиболее сложным проблемам относилось снабжение жителей проводольствием. С 1 сентября 1941 г. в области вводится карточная система на многие товары первой необходимости. Часть продовольствия теперь производилась из местного сырья (кофе из зерен шиповника, джем из сахарной свеклы и т. д.), началась соледобыча в Балахне и Сергаче. На большинстве предприятий создаются отделы рабочего снабжения (ОРС). На них возлагается первоочередное продовольственное обслуживание рабочих заводов и фабрик.

Также серьезные затруднения возникли с поставками топлива. С началом войны его поставки в область сократились в 2,5 раза. Для решения проблемы была построена 52-километровая узкоколейная железная дорога Горький — река Керженец для поставок в областной центр дров и торфа.

Еще одной заботой горьковского руководства стала социальная защита инвалидов войны, беспризорников и сирот. Была развернута работа по обучению инвалидов новым гражданским профессиям, — всего такую помощь получили 6,5 тысяч человек непосредственно в госпиталях и 5,5 тысяч на специальных курсах и в профтехшколах. К началу 1942 г. в городе действовало 192 специальных поста по борьбе с беспризорностью. Всего в годы войны было задержано около 10 тысяч беспризорников. Благодаря принятым мерам количество беспризорных детей в Горьком с 43-го года стало уменьшаться. Сирот также брали под опеку, направляя их в детские дома, ремесленные училища, школы ФЗО, они передавались на патронат и усыновление.

Последнее заседание ГГКО состоялось 9 ноября 1943 г. К этому моменту фронт отодвинулся далеко на запад, необходимость в этом чрезвычайном органе управления областью отпала.

 

Военно-учебные заведения. В годы войны город Горький и область стали одним из центров подготовки командных кадров Красной Армии. Офицеры готовились в Горьковском училище зенитной артиллерии имени М.В. Фрунзе, 2-м Горьковском танковом училище (до 1942 г. - 2-е Горьковское автомобильно-мотоциклетное училище), которое располагалось в г. Ветлуга. Горьковский медицинский институт обучал военных врачей. В Семенове дислоцировалась Краснознаменная высшая офицерская артиллерийская школа ордена Ленина, в поселке Правдинск — Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище ордена Ленина, в с. Абабково Павловского района — Ленинградское военно-топографическое училище. В Кстовском районе располагался второй офицерский танковый полк. В 1941-м году из Гомеля в Горький было переведено  автомотоциклетное училище, в 1942-м году преобразованное в 1-е Горьковское танковое училище. В 1944 г. в г. Горький также была переведена Высшая офицерская школа технических войск Красной Армии. В Горьком размещался и Первый отряд вновь строящихся кораблей ВМФ. Младших лейтенантов готовила 1-я стрелковая бригада.

 

Промышленный комплекс. Горький в годы войны стал одним из крупнейших военно-промышленных центров страны. Уже с 29 июня 1941 г. все промышленные предприятия города переключились на производство оборонной продукции. И если перед войной в Горьковской области работало 44 предприятия, в том числе 34 крупных, с 1941 по 1945 гг. было запущено еще 22, из них 13 эвакуированных.

В Горьком было произведено 33,2% танков и САУ, 33% артиллерийских систем (среднего калибра и выше), 26% самолетов-истребителей, половина подводных лодок от общего выпуска по стране. Кроме того, здесь изготовлялись грузовые автомобили (34,5%), моторы, радиостанции (59,9%), реактивные минометы  («Катюши»), 120-мм полковые (c 1944 г. – 160-мм) и 82-мм батальонные миномёты, приборы для Военно-Морского Флота, армейские мотоциклы и многое другое.

Горьковские машиностроительные и металлообрабатывающие заводы поставили фронту более 50 млн. артиллерийских снарядов и мин всех калибров, на химических предприятиях производилось до 50% взрывчатых веществ от общего выпуска по стране и было снаряжено более 150 млн. шт. боеприпасов.

Как показывает этот далеко не полный перечень, в Горьком и области выпускалась практически любая военная продукция. Любую формирующуюся воинскую часть горьковские предприятия могли снабдить почти всем необходимым для отправки на фронт — от валенок до танков.

Серьезным подспорьем стал сбор денег на производство военной техники гражданами СССР. За годы войны на средства горьковчан было построено несколько танковых колонн, в частности «Горьковский динамовец», «Воротынская колхозница», «Горьковский комсомол», «Горьковский осовиахимовец», «Красноэтновец», на средства школьников был построен танк «Горьковский пионер». Жители Чкаловского района собрали деньги на выпуск истребительной эскадрильи «Валерий Чкалов».

Председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский отмечал, что «город Горький в период Отечественной войны являлся крепостью обороны нашей Советской Родины». В период битвы за Москву роль этой крепости была совершенно уникальной. Другие крупные промышленные центры в этот период войны еще только развёртывали производство техники для фронта или ехали в эвакуацию, а для защиты Москвы оборонную продукцию надо было дать немедленно. Горьковская область с её многоотраслевой индустрией стала одним из крупнейших поставщиков вооружения войскам под Москвой.

Остановимся вкратце на крупнейших горьковских оборонных предприятиях.

 

Машиностроительный завод «Новое Сормово». Он был основным поставщиком артиллерийского вооружения. 101 673 пушки сошли с его конвейера за годы войны. Именно с помощью знаменитых дивизионных, танковых и противотанковых пушек было уничтожено подавляющее большинство немецких танков. В годы войны предприятие увеличило выпуск продукции в 19 раз!

Активно работало конструкторское бюро под руководством В. Грабина. Им был создан целый арсенал противотанковых, полевых, самоходных, танковых, морских и авиационных артиллерийских систем – пушки Ф-22, Ф-34, ЗИС-2, ЗИС-3, ЗИС-5, ЗИС-6, БС-3 и др. В 1941-43 гг. детищем КБ Грабина – 76-миллиметровой пушкой Ф-34 – оснащалось большинство советских средних танков, бронепоездов, бронекатеров.

11 июля 1942 года завод наградили орденом Трудового Красного Знамени за создание дивизионной пушки ЗИС-3. Новое орудие по многим параметрам превосходило свою предшественницу – пушку Ф-22. При изготовлении ЗИС-3 использовалось в полтора раза меньше деталей, и весила она на 400 килограммов легче. Кроме того, на ее изготовление уходило вдвое меньше времени, да и стоила она значительно дешевле. Высокие боевые качества новой пушки оценил и враг. Германский ученый Вольф, руководитель отдела артиллерийских конструкций знаменитых заводов Круппа, назвал нашу ЗИС-3 лучшим орудием Второй мировой войны.

Кроме того, КБ Грабина разработало 57-мм противотанковую пушку (ЗИС-2). В 1941 году завод начал ее массовое производство.

Еще одна разработка легендарного конструктора – 85-мм пушка ЗИС-С-53 для средних танков Т-34-85. А 100-мм полевая пушка БС-3 пробивала навылет броню германских «тигров» и «пантер».

Накануне Победы – 8 мая 1945 года – с конвейера машзавода сошла стотысячная пушка, выпущенная за время войны. 4 июня 1945 года заводу вручили орден Отечественной войны I степени за выдающиеся заслуги в деле создания и организации массового производства артиллерии.

 

Завод «Красное Сормово». Сормовичи поставили на фронт в годы войны 13 тысяч танков Т-34, 27 подводных лодок, тысячи тонн боеприпасов. Во всесоюзном социалистическом соревновании предприятию 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. И именно танк Т-34 под № 422, собранный на «Красном Сормове», одним из первых ворвался в Берлин в апреле 1945 года.

Постановление ГКО № 1 от 1 июля 1941 года «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» обязало коллектив завода перестроить свое производство. Уже в октябре 1941 г. первые танки Т-34 отправились под Москву. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминал, что «в октябре 1941 года… мы начали получать с сормовского завода первые танки Т-34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву…».

После Курской Дуги стало понятно: танку Т-34 нужна пушка калибром не 76, а 85 мм. Новые немецкие танки могли поразить нашу «тридцатьчетверку» более чем с 1000 метров, а Т-34 немцев – лишь с шестисот. Благодаря усилиям сормовичей в 1944 году фронт получил  «длинную руку» – танк Т-34-85 с 85-миллиметровым орудием и усиленной башней.

С каждым месяцем заводчане давали фронту все больше и больше танков, производительность труда выросла в четыре раза. За успешное выполнение задачи по выпуску танков и бронекорпусов в январе 1943 года завод «Красное Сормово» был награжден орденом Ленина, а в июле 1945 года – орденом Отечественной войны I степени.

В предвоенное время завод «Красное Сормово» сдал ВМФ 33 подводные лодки. За годы войны сормовичи построили еще 27 подводных лодок типов «М», «С», «Щ». Коллектив ЦКБ № 18 за разработку проектов подводных лодок был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а конструкторы В.Ф. Критский, П.З. Голосовский, В.П. Горячев удостоены Сталинской премии. Знаменитая «атака века» на немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» под командованием А.И. Маринеско была совершена подводной лодкой, построенной именно сормовичами.

И еще в годы Великой Отечественной войны на заводе, под руководством Р.Е. Алексеева и В.В. Крылова началось проектирование судов на подводных крыльях.

 

Авиазавод №21. В годы войны горьковский авиазавод выпустил 19 202 самолета типов ЛаГГ и Ла. Горьковчане дали фронту каждый третий истребитель. В 1944 году, когда сборку самолетов перевели на конвейер, завод выдавал по 26 машин в сутки!

Производство цельнодеревянного истребителя ЛаГГ-3 конструкции Лавочкина, Горбунова и Гудкова на авиазаводе начали в первом полугодии 1941 года. Однако в начале 1942 года Государственный Комитет Обороны приказывает переключиться на производство истребителей Як-7. Но заводчане отстояли «родной» ЛаГГ, пообещав резко улучшить его летные характеристики.

Конструкторы Слепнев, Склянин, Миндров и Федоров предложили установить на ЛаГГ-3 звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82 мощностью 1650 л.с. В марте 1942 года летчик-испытатель Василий Мищенко поднял в воздух будущий Ла-5 (конструкторы С.А. Лавочкин, С.М. Алексеев), а в мае того же года Комитет Обороны принял постановление о серийном производстве нового истребителя. Боевое крещение Ла-5 получили под Сталинградом.

Следом за Ла-5 был создан усовершенствованный самолет Ла-5ФН. После того, как на него установили двигатель мощностью 1850 л.с., летные характеристики истребителя значительно улучшились.

А к концу 1943 года наши конструкторы выдали новую разработку – Ла-7. Истребитель имел тот же двигатель и размер, что и Ла-5, но с увеличенным объемом топливных баков. Также на 100 кг был облегчен планер, установлены три пушки 20-миллиметрового калибра. Новая машина могла развивать скорость до 680 километров в час. Именно на Ла-7 летал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

В течение всей войны ремонтные бригады завода регулярно выезжали на фронт для восстановления самолетов, пострадавших в бою. Всего горьковские ремонтники возвратили в строй несколько тысяч машин. Кроме того, заводчане сдали 1 250 тысяч рублей на строительство эскадрильи «Валерий Чкалов».

За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов завод № 21 в октябре 1941 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны коллективу завода 25 раз вручалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, а 587 работников за самоотверженный труд были награждены орденами и медалями.

 

Горьковский автозавод. Автозавод в годы войны производил легкие танки Т-60 и Т-70, самоходно-артиллерийские установки СУ-76, броневики БА-64, мины, реактивные снаряды М-13 и мины для 82-мм минометов. Как указывает «Книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», коллектив завода производил также  моторы для танков, походно-зарядные станции, катера для ВМФ, обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков Пе-2, был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. На ГАЗе было произведено 30% танков и самоходно-артиллерийских установок, 52% грузовиков от общего количества, выпущенного промышленными предприятиями СССР.

Продукция создавалась в тяжелейших условиях, так как во второй половине 1941 г. из 65 предприятий-смежников 43 находились в процессе эвакуации, нужно было срочно налаживать новые кооперационные связи.

21 октября 1941 года директор автозавода Иван Лоскутов получил телеграмму от Сталина с заданием в ближайшие два-три дня резко увеличить выпуск танков Т-60 для защитников Москвы. Уже в ноябре первые горьковские «шестидесятки» были поставлены в войска. Немцы прозвали новые машины «неистребимой саранчой». Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941-го на московском заводе № 37 Николаем Астровым. Конструктор лично перегнал опытный Т-60 из Москвы в Горький, и в середине октября танк запустили в серийное производство. Конструкторы ГАЗа во главе с Дедковым и Кригером упростили конструкцию Т-60 и адаптировали ее к производственным возможностям ГАЗа. В 1941-42 годах ГАЗ дал фронту половину всех танков Т-60 – 2 962 из 5 920, выпущенных всеми советскими предприятиями.

Рабочие смены продолжались по 20-30 часов с перерывами на еду и короткий сон. Трудились все – и старики, и женщины, и подростки. 19 марта 1942 года за успехи в работе Горьковскому автозаводу был вручен орден Ленина.

На смену Т-60 в 1942 году пришел усовершенствованный легкий танк Т-70. Конструкторская группа Николая Астрова разработала эту машину на ГАЗе еще осенью 1941 года. Серийное производство «семидесяток» ГАЗ начал в марте 1942 года. Всего ГАЗ дал фронту 6 843 «семидесятки», что составило 75 процентов от общего числа выпущенных в СССР Т-70. За успешную разработку легких танков коллективу конструкторов автозавода во главе с А.А. Липгартом и Н.А. Астровым дважды присваивалась Сталинская премия.

Кроме танков, ГАЗ поставлял на фронт знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА. В годы войны ГАЗ перешел на выпуск его упрощенной версии, у которой двери были заменены брезентовыми полотнищами, крылья были выполнены из кровельного железа, отсутствовали тормоза на передних колесах, и была только одна фара. И только в 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара.

В июне 1943 года гитлеровцы ожесточенно бомбили автозавод. Погибло много рабочих, было повреждено 50 зданий, более девяти километров конвейеров, около шести тысяч единиц оборудования. Сто дней потребовалось, чтобы полностью восстановить цехи и начать работать на полную мощность. За быструю ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску новых видов боевых машин и вооружений 9 марта 1944 года автозавод был награжден орденом Красного Знамени. Третий орден на знамени предприятия – Отечественной войны I степени – появился 16 сентября 1945 года. В годы войны автозаводу 33 раза присуждалось переходящее Красное Знамя Комитета Обороны.

 

Завод имени Фрунзе. Победа Красной Армии в танковом сражении на Курской Дуге во многом стала возможной благодаря организации связи. Танковыми радиостанциями 12-РТ фронт снабжал горьковский завод имени Фрунзе, в годы войны – завод №326. Всего за четыре года войны горьковчане дали фронту около 60 000 радиостанций.

Еще в 30-х годах на базе Нижегородской радиолаборатории была создана Центральная военно-индустриальная радиолаборатория (ЦВИРЛ), которая занялась разработкой армейских радиостанций. Именно она и спроектировала радиостанцию для партизан и разведчиков 12-РП, танковые радиостанции 12-РТ, а также радиостанцию «РСБ-3», стоявшую на советских тяжелых бомбардировщиках в ночных налетах на Берлин в августе 1941 года.

Наибольшее распространение в пехотных войсках получила мобильная коротковолновая радиостанция 12-РП. Предназначенная для обеспечения низовой связи пехотных подразделений, она имела дальность действия до 50 км. Правда, был у нее существенный недостаток. 12-РП делали не из алюминия, как радиостанции для авиации, а из более прочной стали. Поэтому и весила она немало – 13 кг. Для ее переноски требовались два бойца.

Только в 1943 году предприятие дало армии 7601 радиостанцию 12-РП и 5839 радиостанций 12-РТ. Плюс к этому – еще 2928 радиоизмерительных приборов семи наименований.

 

Завод имени Ленина (НИТЕЛ). Еще с 1929 г. на предприятии организуется выпуск военных телефонов типа УНА, производство которых продолжается и в годы войны.

С 1935 г. завод осваивает выпуск самолетных и танковых переговорных устройств СПУ и ТПУ. В годы Великой Отечественной все танковые и самолетные заводы СССР обеспечивались переговорными устройствами горьковского производства.

Производство радиостанций начинается на заводе в 1929 году, причем завод является не только производителем, через несколько лет он начинает самостоятельно разрабатывать радиостанции; всего на предприятии было разработано 17 типов радиостанций, среди которых РСБ «Двина», РСВ-С «Луч», РАФ «Волга» и целый ряд других, которые стали родоначальницами большого семейства наземных радиостанций, активно применявшихся Красной армией в годы войны.

4 ноября 1941 г. предприятие подверглось бомбежке немецкой авиации. Погибло 94 человека, в том числе и директор завода, один из корпусов был полностью разрушен. Но завод продолжал работать и наращивать выпуск продукции.

В годы Великой Отечественной предприятие выпускало свыше 70 различных изделий, значительную часть которых составляли радиостанции. На фронт было поставлено 50 422 комплекта радиостанций, 112 000 комплектов переговорных устройств для самолетов, танков и кораблей, 234 000 полевых телефонных аппаратов. Почти все самолеты советской авиации, все военные аэродромы, значительная часть сухопутных соединений, береговые дальней связи — корабли и подводные лодки — имели радиостанции производства завода им. Ленина.

За массовый качественный выпуск продукции в годы ВОВ 21 января 1944 завод был награжден орденом Ленина, а в феврале 1946 на завод на вечное хранение передано Красное Знамя ГКО.

 

Завод «Красная Этна». В годы войны завод приступил к выпуску продукции для фронта. Заводчане быстро организовали пять новых военных цехов, где наладили выпуск 50-миллиметровых и 82-миллиметровых мин, взрывателей к 76-миллиметровым снарядам, станков для снарядов к реактивным установкам и 50-миллиметровых минометов. Помимо этого, на заводе собирали автоматы ППШ. А в 1942-43 годах заводчане предприняли сбор средств на постройку эскадрильи самолетов и танковую колонну «Красноэтновец».

На территории предприятия в июле-августе 1941 г. был сформирован Горьковский мотоциклетный завод на базе предприятий, эвакуированных из Ленинграда и Харькова. За годы войны он поставил фронту почти 6 000 армейских мотоциклов М-72.

В 1944 году завод был награжден орденом Ленина за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны и бесперебойное снабжение фронта боеприпасами.

 

Выксунский металлургический завод располагал двумя мощными мартеновскими печами, не имеющими аналогов в регионе, и единственным в СССР цехом по производству электросварных труб.

В годы Великой Отечественной войны завод в рекордные сроки освоил выпуск принципиально новой продукции – броневой стали, которую поставлял на ГАЗ. Несмотря на то, что план по выплавке стали был увеличен более чем в семь раз, выксунские металлурги не только выполнили, но даже перевыполнили его.

На Выксунском металлургическом выпускались машины БА-20ЖД и Б-64В, приспособленные для движения как по обычным дорогам, так и по железнодорожным путям. Эти автомобили использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.

 

Завод имени Свердлова. На этом дзержинском предприятии снаряжались боеприпасы как для Красной Армии, так и для Военно-морского флота. В 1942 г. на предприятии вступил в строй крупнейший в стране цех по производству взрывчатки. В результате ее производство по сравнению с довоенным периодом выросло более чем вдвое. За время войны на заводе прогремело несколько взрывов. В результате взрыва 17 декабря 1942 г. погибло 57 человек.

За успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны в 1945 г. завод им. Свердлова награжден орденом Боевого Красного Знамени

Всего за время Великой Отечественной войны завод произвел:

  • 147 686 000 снарядов и мин,
  • 5 570 000 авиабомб,
  • 4 959 000 противотанковых мин,
  • 1 557 000 снарядов для военно-морского флота,
  • 2 628 000 реактивных снарядов.

Это больше, чем вся Россия за всю Первую мировую войну и половина всех взрывчатых веществ, произведенных в СССР в 1941-1945 гг. Ежемесячно производилось свыше 3 миллионов изделий. Каждый второй снаряд и каждая третья бомба, обрушившиеся на противника, прошли через завод им. Свердлова. Первая бомба, сброшенная на Берлин советской авиацией в августе 1941 г., была снаряжена на заводе им. Свердлова. Начиная с 1942 г., производство некоторых видов боеприпасов на предприятии начали сворачивать, потому что сделали их уже столько, что хватало для полной победы над Германией.

 

Кулебакский металлургический завод. В тяжелое для страны военное время на предприятии выполнялись заказы для танковой промышленности – бронелисты, башни, катки для гусениц, крышки люков, погонные кольца, велась сборка корпусов легких танков. В сжатые сроки на заводе была разработана технология изготовления носовой балки для Т-34. Эта сложная по профилю деталь повысила боеспособность машины.

  

Выксунский завод дробильно-размольного оборудования производил  бронеавтомобили БА-20, корпуса легких танков Т-60 и Т-70, детали САУ-76 и Т-34, бронекорпуса штурмовиков Ил-2, корпуса мин и снарядов.

 

Завод «Двигатель революции» в годы войны выпускал торпедно-минное вооружение и морские снаряды, детали минометов, а также камеры сгорания и реактивные снаряды для «Катюш». В Горький был эвакуирован механический цех Брянского завода, который стал филиалом «Двигателя революции».

 

В годы войны в наш город было эвакуировано несколько предприятий. Многие из них прижились на горьковской земле и остались у нас насовсем – это «Теплообменник», «Гидромаш», завод Петровского.

«Теплообменник» (тогда – завод имени Громова) был переведен в Горький осенью 1941 года из подмосковного Солнечногорска. Эвакуация проходила с 19 октября по 8 ноября 1941 г. в тяжелейших условиях. Завод создавался практически на «пустом» месте, но уже 28 ноября 1941 г. За заслуги в годы войны предприятие удостоено ордена Красной Звезды.

Московский завод «Гидромаш» работал для фронта еще в годы Первой мировой войны, а с 1933 года начал проектировать и изготавливать шасси для отечественной авиации. Осенью 1941 года «Гидромаш» был эвакуирован в Горький. За годы войны предприятие выпустило 22 тысячи комплектов шасси к военным самолетам. Шасси «Гидромаша» стояли на каждом шестом самолете, собранном в СССР в 1941-45 годах.

Завод имени Петровского – тогда «Красный металлист» – в 1941 году перевели в наш город из Киева. В 1945 году за выпуск радиотехнического оборудования предприятие награждается орденом Трудового Красного Знамени.

 

Работали для фронта предприятия  лесной и деревообрабатывающей, лёгкой и пищевой промышленности, местной промысловой кооперации. Армия и флот получили от горьковчан почти 1 млн. гимнастерок, 2 млн. единиц валенок и кожаных сапог, 56,5 тыс. полушубков, 1,3 млн. плащ-палаток, 285163 пары лыж, 795 тыс. тонн муки и крупы, 30,5 тыс. тонн макаронных изделий, 20 тыс. тонн сухарей, 30 тыс. тонн различных концентратов, 356 тыс. тонн картофеля, 53287 тонн мыла.

В г. Горьком родились новые формы высокопроизводительного труда, ставшие затем всенародными: движение двухсотников, тысячников и фронтовых бригад.  3 июля 1941г. молодой рабочий машиностроительного завода № 92 Федор Букин, выступая на заводском митинге, предложил: «Время теперь военное. Наш долг работать за двоих - за себя и за товарища, ушедшего на фронт, выполнять и свою, и его норму». Так родилось движение двухсотников. Инициатива Ф.М. Букина, о которой сообщала газета «Комсомольская Правда», быстро нашла отклик по всей стране. А осенью, в октябре 1941г., в напряженные дни боев под Москвой, рабочие Горьковского автозавода Виктор  Тихомиров и Василий Шубин, и Свердловского Уралмаша – Михаил Попов – одновременно создали первые в стране комсомольско-молодежные  фронтовые  бригады. 

В 1942 г. на горьковской земле трудилось 2 020 комсомольско-молодежных и фронтовых бригад из 10 тыс., созданных по стране. В 1944-1945 гг. в тылу основными остаются почины, рожденные на горьковской земле в июле и октябре 1941 г., — движение двухсотников и комсомольско-молодежных фронтовых бригад. В целом по Союзу в промышленности и на транспорте  насчитывалось 154 тыс. фронтовых бригад, где трудились свыше 1 млн. юношей и девушек. Из них более 10 тыс. – в г. Горьком и области.

Существенную помощь оказал город Горький в восстановлении Сталинграда, Ленинграда, Донбасса и других освобожденных территорий, направив туда рабочих и необходимое оборудование.

 

Сельское хозяйство. Основную тяжесть сельскохозяйственных работ с 1941 года пришлось взвалить на свои плечи женщинам, подросткам и старикам, заменившим ушедших на фронт мужчин. В 1943 году количество женщин, занятых на сельхозработах, составило 82%. На полях была организована работа за себя и за товарища, ушедшего на фронт. Трудились по 16-18 часов, в том числе и ночью. За годы войны горьковские колхозы сдали государству свыше одного миллиона тонн зерновых, 50 млн. пудов картофеля, 14 млн. пудов овощей, 4 млн. пудов мяса, 14 млн. пудов молока и множество иной продукции. В 1942 г. Горьковская область первой в стране выполнила план по поставкам хлеба, за что в апреле 1943 г. ей было вручено переходящее знамя ГКО.

Но необходимо понимать, что условия жизни и быта крестьян были в годы войны чрезвычайно тяжелыми. Уполномоченный при ЦК ВКП(б) по Горьковской области В.Е. Педьев 31 мая 1944 г. писал: «Имеют место массовые факты, когда колхозницы впрягаются по пять-шесть человек в плуг и на себе пашут приусадебные участки». Как ипишут исследователи М.В. Зефиров и Д.М. Дёгтев, многие семьи, лишившиеся кормильцев, ушедших на фронт, оказывались в безнадежном состоянии. В Салганском районе семья фронтовика Воронова с пятью детьми и престарелыми родителями жила в полной нищете. Опухшие от голода дети защитника Отечества ходили по деревне в рваной одежде и просили милостыню… И таких примеров были тысячи.

 

Железнодорожники и речники. Выдающийся вклад в победу внесли горьковские железнодорожники. Осенью 1941 г. ими были построены бронепоезда «Козьма Минин», «Илья Муромец», «Красная Звезда», которые были укомплектованы поездными бригадами из работников депо. 31-й отдельный дивизион бронепоездов прошел славный боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии. Всего предприятия Горьковской и Казанской железной дорог построили и снарядили в годы войны 14 бронепоездов.

Горьковские железнодорожники постоянно доставляли военную продукцию в Действующую армию. Коллектив станции Горький-Товарный доставил на фронт 100 000 артиллерийских орудий, 1500 боевых самолетов, 23 600 танков, 10 000 минометов, 10 000 «Катюш», 8000 самоходных установок и 500 000 автомобилей. На перевозке боевой техники было занято 23 тысячи горьковских железнодорожников.

За период блокады Ленинграда через ладожское озеро было доставлено 1870 тысяч тонн различных грузов. На знаменитой «Дороге жизни» трудились десятки шоферов-горьковчан, а также сотни произведенных в нашем городе грузовиков ГАЗ.

Самоотверженно работали речники г. Горького. На горьковских судоремонтных заводах буксирные суда были превращены в канонерские лодки, которые потом образовали Волжскую военную флотилию, а более 30 лучших пассажирских судов были переоборудованы в санитарно-транспортные для перевозки раненых. Волжская военная флотилия начала активные действия 25 июля 1942 года. Суда Верхне-Волжского пароходства в 1942 году под непрерывными бомбежками успешно доставляли в Сталинград войска, оружие и боеприпасы, эвакуировали раненых, население и грузы из сражающегося города. За время Сталинградской битвы было перевезено 543 тысячи солдат, гражданского населения, раненых; 30 тысяч единиц техники, 150 тысяч тонн боеприпасов и продовольствия, 380 тысяч тонн нефтепродуктов. Маршал В.И. Чуйков писал: «Легче семь раз сходить в атаку, чем один раз переправиться через Волгу». Именно на переправах работали горьковские речники. Особенно отличились экипажи судов «Память товарища Маркина», «Михаил Калинин», «Парижская коммуна» и других. В ходе Сталинградской битвы флотилия потеряла три бронекатера, противником были потоплены 18 пароходов (в том числе флагман пароходства «Иосиф Сталин») и 6 пассажирских катеров, а также 12 катерных тральщиков и 6 полуглиссеров.

31 раз в военные годы горьковские речники получали Красные Знамена Государственного Комитета обороны.

 

Оборонительный рубеж. 18 октября 1941 года, в дни обороны Москвы, было принято решение о строительстве оборонительных сооружений западнее г. Горького. Опасность наступления гитлеровцев на город была серьезной. Предстояло на подступах к Горькому построить оборонительный обвод, а также рубежи обороны по правому, на отдельных участках – по левому берегу Волги, по правому берегу Оки с обводом для обороны г. Мурома. За два месяца было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ. При строительстве оборонительного рубежа потребовалось заготовить около 100 тысяч кубометров камня, 300 тысяч кубометров леса. Свыше полумиллиона человек было мобилизовано на строительство. Разрешалось привлекать к работам и студентов всех вузов, учащихся старших курсов техникумов и учеников 9 – 10 классов средних школ.

Строительство оборонительного рубежа было завершено в январе 1942 года. Его протяженность составила 1134 километра. На рубеже было возведено 1116 дотов и дзотов, 1026 землянок, 114 командных пунктов. Танкоопасные направления были перегорожены надолбами, железными «ежами» и завалами. Тогда же Горьковский комитет обороны принял постановление об оказании помощи строительству Владимирского укрепленного рубежа, передав ему бронеколпаки, железобетонные колпаки, сборные доты для огневых точек и другое оборудование. Ремонтно-строительные работы на оборонительных рубежах  Горьковской области продолжались в течение почти всего 1942 года. Только в 1943 г., после победы под Курском, в связи с общим изменением обстановки на фронтах в нашу пользу эти работы прекратились.

За образцовое выполнение заданий Горьковского комитета обороны 80 строителей рубежа к были награждены орденами и медалями. Всего в годы войны свыше 134 тысяч горьковчан получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

Эвакуация. Горьковская область в годы войны стала одной из крупнейших эвакуационных баз. Первые эшелоны с эвакуированными прибыли в Горький уже 28 июня 1941 г. Созданная в начале июля специальная областная комиссия под руководством М.М. Третьякова, председателя исполкома областного Совета депутатов трудящихся, занималась вопросами размещения и обслуживания переселенцев. В г. Горьком был создан эвакуационный пункт, в задачи которого входили организация приема эвакуированных граждан, обслуживание их на вокзалах и причалах, отправка на места расселения.  К 27 августа 1941 г. в область прибыло 125600 человек, из них – детей около 70 тысяч, в том числе, без родителей около 3,5 тысяч.

К 1943 г. в городе и области было размещено 176, 8 тыс. эвакуированных граждан, из них 79,3 тыс. детей.  42 ленинградских детдома были размещены в 18 районах Горьковской области. За годы войны в семьях горьковчан воспитывалось 8 856 детей-сирот, в том числе и ленинградских ребят. Ставшая известной всему миру по своим дневниковым записям ленинградская школьница Таня Савичева, вывезенная из блокадного города в августе 1942 г., два года прожила на Нижегородской земле.  К сожалению, изнуренная голодом девочка не выжила, умерла от прогрессирующей дистрофии 1 июля 1944 г.  и была похоронена в пос. Шатки.

В июле 1941 г. в адрес М.И. Родионова пришло письмо от Георгия Димитрова, генерального секретаря исполнительного комитета Коминтерна, с просьбой принять и разместить в Горьковской области детей сотрудников Коминтерна.  Ребят и обслуживающий персонал решили разместить в доме отдыха «Лесной курорт» в Краснобаковском районе.  Как пишет А.Б. Шурыгина, в общей сложности приехало 750-760 человек. Определенную трудность составляло то, что многие дети и взрослые не знали русского языка. Но в любом случае, эвакуированные были  довольны приемом и условиями размещения. В помощь обслуживающему персоналу из местного населения выделили 130 человек. До июня 1944 г. дети немецких, венгерских, румынских, финских, австрийских, японских антифашистов, англичан, французов жили на горьковской земле, которая стала для них вторым домом.

В июле 1941 г. в огромном количестве в г. Горький поступили  на сохранность  экспонаты музеев из Смоленска, Сум, Ленинграда: Государственного Русского музея, Дворцов-музеев г. Пушкина (Александровского, Павловского, Екатерининского), а также Государственного Этнографического музея. Эти грузы находились в Горьковском краеведческом музее с июля по сентябрь. Затем они были отправлены дальше на восток. Горьковский краеведческий  музей 28 октября 1941 г. также был эвакуирован из города в село Тонкино.

 

Работа НКВД. Горьковское управление НКВД работала по двум направлениям: готовило кадры для заброски в тыл противника и боролось с вражеской агентурой на своей территории. За годы войны личный состав Управления сменился полностью почти два раза. 275 сотрудников проходили службу непосредственно в контрразведывательных органах действующей армии. Двадцать два контрразведчика погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

В Горьком формировались диверсионно-разведывательные отряды и группы, которые направлялись для действий в тылу гитлеровских войск. Они успешно действовали на оккупированных территориях Ленинградской, Псковской и Новгородской областей вплоть до их освобождения. На базе Горьковской межкраевой школы НКВД был создан специальный факультет, готовивший радиооператоров для работы в составе партизанских и диверсионных отрядов в тылу врага. В январе 1943 года состоялся первый выпуск — все 39 человек были распределены в качестве радистов в разведывательно-диверсионные группы органов госбезопасности и в составе этих групп были выброшены в тыл врага. При выполнении задания многие радисты первого выпуска спецфакультета погибли. В Горький из них после войны вернулись лишь двое.

10 марта 1942 г. приказом по Западному фронту командующего войсками генерала армии Г.К. Жукова за доблесть и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, были награждены 20 бойцов истребительного батальона Горьковской области.

За войну горьковскими чекистами было выявлено и разоблачено в тылу более 346 агентов вражеских разведок, в том числе 26 сброшенных в различные районы области парашютистов. Добровольно разоружившихся вражеских агентов использовали против фашистской разведки, осуществляя операции по дезинформации.

 

Горьковская медицина. Огромный вклад внес г. Горький в восстановление здоровья раненых и больных бойцов. Горьковская госпитальная база являлась  одной из крупнейших и важнейших госпитальных баз тыла. Она отличалась от других большим числом госпиталей общехирургического профиля. За период с сентября 1941 г. до конца войны в городе и области было сформировано 143 госпиталя на 58 780 коек, принято и размещено 28 госпиталей на 12 860 коек, передислоцированных из других областей. В разные периоды войны в Горьковской  области функционировал 171 эвакогоспиталь на 71 640 коек. Здесь сосредоточился мощный научный медицинский потенциал, способный в короткие сроки ставить на ноги раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии. Всего за 4 года войны  в госпиталях Горьковской области находились на излечении 422 949 солдат и офицеров. 99,4 % раненым была сохранена жизнь, что было выше общесоюзных показателей.

8 октября 1941 г. был создан Горьковский областной комитет помощи раненым и больным воинам Его возглавил секретарь обкома ВКП(б) по пропаганде Гурьев. В задачу комитета входило всемерное содействие госпиталям. Вплоть до конца войны  центральные и местные органы власти, медицинские работники, интеллигенция, труженики предприятий, колхозов и совхозов, пенсионеры и дети оказывали существенную помощь в излечении раненых воинов.

Велика заслуга  г. Горького и в оказании различного рода медицинской помощи на фронтах и  населению тыловых районов. В Горьком 50 тысяч доноров сдали для бойцов и командиров свыше 130 тонн крови.

 

В горьковском небе. Уже в июле 1941 года началось формирование 90-го запасного зенитно-артиллерийского полка. Он вел подготовку кадров, а также нес боевую службу по охране Горьковского неба.

В августе 1941 года, когда противник совершал налеты на Москву, при помощи 90-го зенитно-артиллерийского полка был создан 196-й зенитно-артиллерийский полк — основная боевая единица Горьковского района ПВО. В г. Горьком были образованы городской и районные штабы МПВО, свои штабы создавались на всех предприятиях. В ноябре 1941 г. Горьковский бригадный район ПВО со всеми частями и штабами был введен в состав действующей Красной Армии. Как пишут М. Зефиров, Д. Дёгтев и Н. Баженов, в 1943 году Горьковский корпусной район ПВО и 142-я истребительная авиадивизия насчитывали 47 истребителей, 433 зенитных орудия среднего и 82 малого калибра. Сравнительно широко была внедрена и радиолокация — имелось тринадцать радиолокационных станций орудийной наводки СОН-2 и две РЛС типа «Пегматит».

Первый удар Люфтваффе по Горькому нанесли днем 4 ноября 1941 г. Хотя зенитная артиллерия своевременно открыла огонь, немецким бомбардировщикам удалось  отбомбиться по заводам им. Ленина, «Двигатель революции» (пострадали два цеха) и автозаводу (разрушен ремонтно-механический цех). На следующую ночь налет повторился. Пострадали жилые кварталы и цехи завода ГАЗ. Велики были потери среди гражданского населения: 127 убитых и 371 раненных.

Вновь немецкие самолеты появились над Горьким ночью 12 и 14 ноября, но на этот раз бомбежка особых неприятностей не принесла. Зато первого боевого успеха добились расчеты 196-го зенитного артиллерийского полка, подбившие немецкий бомбардировщик Не-111.

В феврале 1942 г.  воздушной атаке вновь подвергся  Горьковский автомобильный завод. Благодаря действиям зенитной артиллерии и истребительной авиации серьезных разрушений удалось избежать. Однако один самолет противника 4 февраля на большой высоте и с заглушёнными моторами незамеченным прошел с юго-западного направления, к Автозаводу и сбросил на него три фугасных бомбы, в результате чего были повреждены колесный и моторный цеха. По данным местной противовоздушной обороны во время налетов 4, 5 и 6 февраля в городе было убито 20 и ранено 48 человек.

27 июля 1942 г. истребитель МиГ-3, пилотируемый летчиком 722-го иап ПВО старшим лейтенантом Петром Шавуриным, тараном сбил немецкий разведчик Ju-88D-5. Советский пилот благополучно спасся на парашюте. Через пять месяцев он снова таранит вражеский разведчик, став единственным советским летчиком, имеющим безусловное подтверждение двух «таранных» побед.

Примеру Петра Шавурина последовал его товарищ лейтенант Борис Табарчук. Когда у него закончились боеприпасы, он пошел на таран. Летчику удалось посадить свой поврежденный самолет. Он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Этой же награды, но посмертно, был удостоен летчик-истребитель Михаил Белоусов, таранивший вражеский бомбардировщик, который стремился прорваться к Горькому.

В ноябре 1942 года гитлеровцы снова совершили крупный бомбардировочный налёт на  Горький. Был нанесён серьёзный ущерб заводу «Нефтегаз», жилым кварталам.

Самые серьезные испытания нашему городу пришлось пережить в июне 1943 года, когда накануне Курской битвы немцы провели новую крупномасштабную стратегическую операцию, в ходе которой предприняли 7 массированных налетов на город. Главной целью экипажей бомбардировщиков Люфтваффе стал автозавод. Налеты продолжались с 4 по 23 июня. Всего на город было сброшено 1631 фугасная бомба и 33934 зажигательных, в том числе на автозавод — соответственно 1095 и 2493. В результате налетов на заводе серьезно пострадали: главный конвейер, цеха шасси, термический, колесный, кузнечный, прессовый, кузовной и другие. Всего же на предприятие было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тысяч метров конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тысяч комплектов электроаппаратуры и приборов. От немецких бомб погибло не менее 254 жителя Автозаводского района и 28 бойцов ПВО, ранено соответственно 492 и 27, много людей числилось пропавшими без вести. Кроме ГАЗа пострадал и ряд других предприятий.

На устранение последствий бомбежек было брошено в общей сложности 35 тысяч человек – начиная от специальных строительных подразделений и до мобилизованных жителей Узбекистана. Принятые меры оказались эффективными. Основные мощности  автозавода были  восстановлены через 100 дней.

По итогам вражеских налетов горьковскую ПВО значительно усилили. На 1 октября 1944 года в составе соединений ПВО Горького имелось орудий зенитной артиллерии среднего калибра — 463, малого — 262, зенитных пулеметов — 171, прожекторов — 160, станций орудийной наводки — 11. С воздуха город прикрывали 124 истребителя-перехватчика. Это в среднем в два раза превосходило силы ПВО такого города как Киев. Официально считается, что над Горьким и в области было сбито 14 вражеских самолетов.

 

Вскоре после войны под Горьким была смонтирована первая в СССР, а, возможно и в мире, сверхдлинноволновая радиостанция «Голиаф». Она была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году для координации действий немецких подлодок. В начале 1945 года станцию захватили американцы, но при разделе Германии на зоны влияния она отошла к Советскому Союзу. В 1949 году было принято решение о восстановлении станции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Специально для обслуживающего персонала станции началось строительство поселка Дружный. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит и от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и 27 декабря 1952 года она вышла в эфир. В начале 1960-х «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами.

 

Культура. Хотя многие культурные учреждения города и области и были заняты под военные нужды, оставшиеся продолжали работать. Первые два года войны в городе действовали только театр драмы, театр оперы и балета и филармония. В театре оперы в 1942 году была поставлена опера Э.Ф. Направника «Нижегородцы», рассказывающая о временах Смуты. В 1943 г. здесь же был создан ансамбль русской песни и пляски. В Горьковском драматическом театре – одном из первых в стране – в 1943 г. была поставлена пьеса Л.М. Леонова «Нашествие», посвященная событиям Великой Отечественной. За 1941-44 гг. работники искусства организовали 4240 спектаклей и концертов в воинских частях и 3712 — в госпиталях. На фронт выезжали 14 специальных бригад артистов горьковских театров.

В начале войны в областном издательстве вышел вторым изданием роман В.И. Костылева «Кузьма Минин». А 7 ноября 1943 г. этому выдающемуся нижегородцу в центре города был поставлен памятник работы скульптора А.И. Колобова.

 

Горьковская епархия. Перед началом Великой Отечественной войны Горьковская епархия была близка к уничтожению: почти все храмы были закрыты или уже не существовали. Последний в Горьком храм — в поселке Высоково был закрыт накануне войны, 8 мая 1941 года. Но Троицкая Высоковская церковь вновь была открыта 10 августа 1941-го; и в первые месяцы войны от её прихожан в Фонд обороны страны было внесено более миллиона рублей. На извещении об этом Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий написал: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит». Всего за годы войны горьковские прихожане сделали пожертвования в размере 9 234 000 рублей. 

14 апреля 1943 года горисполком предоставил вторую церковь в Горьком — в посёлке Карповка — «для молитвенных нужд» создавшейся общине. Но в ночь с 13 на 14 июня при налете гитлеровской авиации пять человек из общины погибло, пострадало здание. Карповская церковь была отремонтирована и открылась 19 июля 1944 года. В августе 1943 года была открыта церковь в слободе Печеры Ждановского района города Горького.

С 1942 года архиепископом Горьковским и Арзамасским стал Сергий, до этого, с 1936 года находившийся в заключении в лагере в Ленинградской области, где работал конюхом. В 1944 г. его сменил архиепископ Зиновий. Когда он вступил во временное управление обширной Горьковской епархией, здесь было всего 38 священнослужителей. 26 из них побывали в тюремном заключении: осуждены были, в основном, по статье «антисоветская агитация».

Согласно подсчётам 1943 года, из 1126 церковных зданий епархии 892 использовались под клубы, школы и склады, а 228 разрушались, пустуя. В 1945 году было открыто 13 храмов.

 

Цена Победы. Большими жертвами добывалась Победа на фронтах войны. С 1994 года выходит Книга Памяти нижегородцев, погибших в годы Великой Отечественной. В настоящий момент издано уже 19 томов, в которых содержатся данные более чем на 360 тысяч горьковчан, не вернувшихся с полей сражений. Из них:

  • более 140 тысяч погибших,
  • около 40 тысяч умерших от ран,
  • свыше 4 тысяч погибших в плену,
  • более 160 тысяч пропавших без вести…

            Только в ходе поисковых работ на местах боев за последние 30 лет были обнаружены останки свыше 850 наших земляков — и это только тех, чьи имена удалось установить. Многие из них до последнего времени считались пропавшими без вести. Останки около 60 воинов были доставлены поисковиками на родину и погребены в Нижегородской земле.

            Процесс установления имен и судеб павших защитников Отечества-горьковчан, увековечения их памяти продолжается.

 

Литература

Большаков В.Б. Голубин Р.В. Горьковские воинские соединения в боях за Ржевско-Вяземский плацдарм. Н. Новгород, 2019.

Зефиров М.В. Дегтев Д.М. Баженов Н.Н. Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО. М., 2007. 

Книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Т.1. Н. Новгород. 1994.

Серебрянская Г.В. Развитие оборонной промышленности Горьковской области в годы Великой Отечественной войны // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2015. № 3. С. 58-63.

Created by GraphitPowered by TreeGraph