Важнейшими задачами поискового движения являются, безусловно, достойное погребение останков советских воинов и установление их судеб. Именно о второй составляющей и пойдет сегодня речь.
Для многих поисковиков с наступлением холодов наступает «мертвый сезон». Это в первую очередь касается нас – представителей тыловых регионов, - кто не может взять и просто на выходные скататься в лес по причине удаленности места проживания от бывшей линии фронта. Каждый наполняет свое время с осени до весны как умеет. Мне хочется поделиться одним весьма увлекательным занятием, которое в полной мере можно назвать поисковой работой, поскольку его целью является установление солдатских судеб. Это поиск погибших в плену. Для него не нужны ни лопата, ни щуп, ни металлоискатель. Только компьютер с доступом в сеть и ваше время. Наверняка, кто-то из читателей журнала уже вполне освоил данное занятие, но если работающих в этой области станет больше, то ситуация, ей-ей, не ухудшится. К тому же, как показывает опыт, к сожалению, далеко не все романтики лопаты и щупа умеют работать с интернет-ресурсами, в первую очередь, с ОБД «Мемориал», что в условиях наличия в свободном доступе столь огромного источника информации уже является грубой ошибкой. Но учиться никогда не поздно.
Итак, включайте компьютер, запасайтесь доброй чашкой чаю или кофе (крепкие напитки оставим на потом – праздновать результат, – а пока голове предстоит много и упорно работать) – и вперед.
Столкнулся с этой темой я совершенно случайно – в ходе отработки запросов граждан по установлению судеб военнослужащих. После того, как уже несколько раз воины, проходящие по Книге Памяти как пропавшие без вести, оказывались погибшими в плену, меня посетила мысль, что я имею дело с совершенно новым, колоссальным по объему источником информации. Параллельно на поисковых форумах стали появляться специальные ветки, посвященные военнопленным, погибшим в том или ином лагере (Берген-Бельзен - http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=22739, Дулаг-184 - http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=22418 и др.). В конце концов неподдельный интерес сподвиг меня на объемную работу по уточнению судеб земляков-горьковчан. Именно поэтому мне придется иллюстрировать работу в основном их примерами. По умолчанию, человек, живущий ныне в том или ином регионе, в первую очередь также будет заниматься своими земляками – в этом ключе и написана данная статья. Хотя, разумеется, конкретное направление каждый выбирает для себя сам.
Что вам понадобится для работы. Сразу делайте закладки в своем браузере на несколько сайтов:
1. Безусловно, ОБД «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru
2. Центр документации Саксонских мемориалов http://www.dokst.ru/node/1118
3. Перечень немецких лагерей для военнопленных: http://oschatz-vizite.narod.ru/oschatz_foto/oschatz_history_002.html#2 или http://www.soldat.ru/force/germany/camp.html
4. Также пригодятся таблицы по составу и подчиненности дивизий РККА (http://www.soldat.ru/force/sssr/t/) и таблицы боевого состава Красной Армии (http://tashv.nm.ru/).
5. Не «убирайте» далеко и стандартные поисковики – Яндекс, Гугл – пригодятся.
Если вы решили заниматься именно своими земляками, то было бы хорошо иметь представление об административно-территориальном делении вашего региона в 1940-х гг. Большинство республик, областей и краев России к настоящему времени изрядно «погуляли» своими границами, а районы внутри них неоднократно укрупнялись/переименовывались/сливались и т.д. К примеру, к настоящему времени моя область сменила название (Горьковскую на Нижегородскую), потеряла 19 районов в результате их переименования/укрупнения/слияния, передала 9 районов в соседние области и приобрела 1 взамен. Конечно, не везде перемены были столь радикальными, но лучше иметь перед глазами старый перечень или карту, поскольку в военных документах, как понимаете, будут именно старые названия.
Будьте также готовы к тому, что в ходе работы вы столкнетесь с колоссальным количеством ошибок в документах – они будут встречаться в фамилиях, именах и отчествах бойцов, названиях населенных пунктов, годах рождениях и местах призыва – везде, где только можно. Это одна из главных причин, почему далеко не все ваши поиски увенчаются успехом. Главное – не отчаиваться и продолжать искать. К тому же ОБД обновляется, и та информация, которой вам так не хватает сегодня, может появиться там завтра, и неудача в итоге все равно обернется победой.
Поиск можно вести минимум по двум принципам:
1. «Танцевать» от конкретного лагеря – вычислить все имеющиеся данные по землякам, попавшим в один конкретный дулаг или шталаг. Для этого можно взять готовые списки с поисковых форумов (см. выше) или поработать с ОБД самостоятельно. Лично я пока работаю именно таким способом – даже просто публикуемых в интернете списков более чем хватает, чтоб обеспечить себя работой в обозримом будущем.
2. Можно идти от конкретного места рождения или призыва. Самый доступный для начинающего работать в этой области способ – открыть тот же самый ОБД, найти в нем Книгу Памяти своего региона (если под рукой нет бумажного экземпляра), отметить себе всех уроженцев какого-нибудь сельсовета, до сих пор числящихся пропавшими без вести и по очереди «пробить» их через интернет.
Допустим, вы решили пойти от конкретного лагеря и начали, к примеру, с Oflag 52. Тогда забиваете в поисковую строку ОБД «офлаг 52» (русскими буквами, в ОБД немецкие названия лагерей пишутся по-русски – дулаг, шталаг, офлаг; кавычки нужны для того, чтоб ОБД нашел вам именно такое словосочетание, в противном случае вы получите огромный список из воинов, в данных на которых содержится и слово офлаг и число 52), снимаете галочки во всех окошках кроме документов о военнопленных (Илл. 1) и жмете кнопку «Искать».
Илл.1
Рассмотрим первую из 17 страниц фамилий (Илл. 2).
Илл.2
В первую очередь обращаем внимание на тех бойцов, у кого есть данные в колонке «Дата выбытия» - это значит, что человек погиб в плену, а не просто попал туда (хотя и здесь встречаются свои исключения). В данном конкретном случае это Буянин, Хаев, Сорокин, Боголюбский и Левстанов. Первый же из них – Буянин Григорий Карпович, - если проверить конкретно его через все тот же ОБД, в приказе об исключении из списков проходит как пропавший без вести (Илл. 3), а во втором томе Книги Памяти Тамбовской области присутствует с ошибкой в фамилии – Буяник – и тоже как пропавший без вести (Илл. 4).
Илл.3
Илл.4
Чтоб обнаружить его в Книге Памяти, пришлось сформулировать запрос так: Григорий Карпович 1906. Если бы Григориев Карповичей 1906 года рождения оказалось слишком много, можно было добавить в поисковую строку место его рождения - тамбов* (звездочка обозначает поиск со свободным окончанием, т.е. ОБД выдаст вам как уроженцев г. Тамбова, так и Тамбовской области). В ходе работы обнаруживается, что в документах военнопленных Григорий Карпович Буянин проходит дважды – и в документах 52-го офлага и в документах офлага XIII D (62). Впрочем, обратившись к помощи Яндекса, обнаруживаем, что это одно и то же место - «Хаммельбург (1941 — 1945) — концентрационный лагерь на территории Германии, предназначенный для содержания пленных офицеров Красной Армии. Обозначение Oflag-XIII D (в дальнейшем после снятия карантина Oflag 62). Располагался на территории полигона Хаммельбург в Нижней Франкии к северу от Вюрцбурга». В любом случае, немецкий документ с пометками нашего переводчика дает однозначный ответ на вопрос о месте захоронения – новое кладбище Хаммельбург, могила 51 (Илл. 5).
Илл.5
Действуя аналогичным образом, идем по списку дальше, отбирая, если необходимо, своих земляков по данным в правой колонке. Если она пуста, не пожалейте нескольких секунд, кликните на такого воина – нередко в самом документе место рождения указано, просто не вынесено в критерии поиска. И так, лагерь за лагерем…
При поиске по месту рождения или призыва общие принципы действия аналогичны предыдущему примеру. Убираем все галочки кроме одной, касающейся документов о военнопленных и вводим со свободным окончанием название того района, уроженцев или призывников которого хотим отыскать среди военнопленных. К примеру, так (Илл. 6) будет выглядеть запрос на воинов из Богородского района Нижегородской области. Сокращение горьк* (Горьковской) здесь добавлено намеренно, чтобы ОБД отсек данные по Богородскому району Кировской области. Если же название района/населенного пункта уникально для территории бывшего СССР, то уточнять в запросе область или республику нет необходимости. Еще постарайтесь представить себе, как название того или иного района могло быть искажено в документах – как немецкими, так и нашими писарями. Богородск, к примеру, мог превратиться и в Багородск, и в Богороск и т.д. Поиграйте с возможными вариантами, где бы вы сами допустили ошибку, воспринимая слово на слух – результаты порой бывают весьма неожиданными.
Илл.6
Найдя в списках военнопленных представителя обрабатываемого района, проверяйте его теперь уже по всем возможным каналам – документам, уточняющим потери, Книгам Памяти и т.д. В самых простых случаях, если ошибок в ФИО бойца нет, вам рядышком выпадут сразу несколько ссылок на одного и того же человека (это было проиллюстрировано на примере с Буяниным). Но бывают моменты, что немецкая карточка военнопленного становится единственным документом на бойца. Вот, к примеру, рядовой Яков Никифорович Неупокоев, призывавшийся из г. Дзержинска Горьковской области (Илл. 7). Кроме как в немецкой карточке, он больше не числится нигде и никак – ни в Книге Памяти, ни даже в документах послевоенного подворного опроса.
Илл.7
Что же делать, если вы нашли одну ссылку на бойца (допустим, погибшего в плену), но никак не можете найти хотя бы еще одну, чтоб понять, является ли он до сих пор пропавшим без вести? Очень может быть, что искажена фамилия, тогда надо искать по всем прочим признакам. Забивайте в поисковую строку не полное имя и отчество, а только начальную часть со свободным окончанием – Николай Николаевич может проходить по документам и как Никол. Ник. (Илл. 8), Ник. Ник., Никол. Никол. и т.д. и т.п. Ищите даже не по ФИО, а по году и месту рождения, месту призыва, дате смерти. Как все это делается, мы покажем на нескольких конкретных примерах. На наш взгляд, они, как наиболее сложные, так и наиболее иллюстративные и интересные.
Илл.8
Пример первый. При обработке данных на погибших в Вяземском лагере Дулаг-184, я натолкнулся на следующего бойца: «Садулов Виталий Александрович, 1913 г.р., рядовой 135 сп, уроженец – Горьковская обл., г. Шарья, ул. Пролетарская, д.7, погиб в плену 11.08.42» (Илл. 9).
Илл.9
Шарья и Шарьинский район давно перешли из Горьковской в состав Костромской области, но решено было не отставлять его в сторону и довести дело до конца. Первый пробный поиск показал, что из Шарьи боец Садулов не призывался. Но не останавливаемся на этом. Во-первых, грешим на ошибку в фамилии, допущенную лагерным врачом, зафиксировавшим смерть. Ищем Виталия Александровича из Шарьи. Да вот же он! (Илл.10)
Илл.10
Только он действительно Сабуров, а не Садулов. Указание домашнего адреса – ул. Пролетарская, д.7, снимает последние сомнения. Финальный аккорд – уточнение места службы – тоже преподнес своеобразный сюрприз. Согласно таблицам сайта Солдат.ру, 135 сп входил в состав 14 сд, которая, как показывает уже статья в Википедии, сражалась аж в районе Мурманска! Сурово судьба мотнула красноармейца Сабурова, сперва отправив в воинском эшелоне на крайний север, а потом, в вагоне с военнопленными, обратно в центральную Россию, где ему и предстояло сложить свою голову… Итоговая запись по бойцу получилась следующей:
САБУРОВ (САДУЛОВ) Виталий Александрович (установлен по архивным спискам). Родился: 1913 г., Горьковская (ныне Костромская) обл., Шарьинский р-н, д. Уткино. Призван Шарьинским РВК 4 марта 1942 г. Красноармеец 135 сп 14 сд. Семья: жена Сабурова Екатерина Андреевна, Горьковская (ныне Костромская) обл., г. Шарья, ул. Пролетарская, д. 7. Архив: пропал без вести в июне 1942 г. (Ф.58. Оп.18004. Д.225. Л.5); как Садулов умер в Dulag-184 11 августа 1942 г. (Ф.58. Оп.18001. Д.1220. Л.192). Захоронен: г. Вязьма Смоленской обл.
Еще один весьма интересный пример, тоже касающийся советского военнопленного, погибшего в вяземском дулаге. Вот исходная запись: Тоньев И. О. 1912 Горьковская обл., д. Жданово 16.01.1942. Лезем в ОБД с запросом Тоньев… и нас постигает разочарование – такого вообще нет! Откуда же он взялся? Налицо ошибка при копировании данных из ОБД. Ищем по другим данным. Запрос только среди военнопленных: 1912 Горьковская Жданово «16.01.1942». Опять пусто. Расширяем границы поиска: Горьковская Жданово «01.1942». Снова пусто. Новая формулировка: 1912 "01.1942" И.О. И есть результат! (Илл. 11)
Илл.11
Первая трансформация: Тоньев превратился в Тюньева. И дата гибели искажена – 16 января вместо 14. С воодушевлением забиваем фамилию Тюньев в поисковую строку с поиском по всем категориям… и кроме единственного уже открытого лагерного документа – тишина. Теперь придется танцевать от места рождения. На наше счастье, несмотря на ординарность названия Жданово, таких населенных пунктов в Нижегородской области всего два – в Пильнинском и Большеболдинском районах. Если и они не помогут, будем искать Жданово в тех девяти районах, что вышли из состава области. Первый запрос: Жданово Пильн* 1912. Ищем среди выпавшего списка людей 1912 года рождения по возможности с инициалами И.О. 100%-го результата нет. Понятно, что и год рождения и инициалы также могут быть указаны ошибочно, но все же, все же… Новый запрос: Жданово Большеболд* 1912. И, похоже, нарисовалась подходящая кандидатура: Тюкаев Иван Осипович (Илл.12).
Илл.12
Данные все подходят, только смущает серьезная разница в прочтении фамилии – Тюньев и Тюкаев. Снова открываем лагерный документ, увеличиваем его до максимума и смотрим. (Илл.13)
Илл.13
Становится понятно, что эта надпись может быть прочитана и как Тюньев и как Тюкаев. Человек, сканировавший и распознававший документ, зафиксировал тот вариант, который казался ему наиболее очевидным. Трансформация номер два: Тюньев – Тюкаев. И все же, это один и тот же человек. Иван Осипович Тюкаев есть и в документах, уточняющих потери. Так Тоньев превратился в Тюкаева. Итоговая запись по нему выглядит следующим образом:
ТЮКАЕВ Иван Осипович. Родился: 1912 г., Горьковская обл., Большеболдинский р-н, д. Жданово. Призван Большеболдинским РВК в августе 1941 г. Семья: жена Тюкаева Наталья Григорьевна проживала по тому же адресу. Архив: пропал без вести в октябре 1941 г. (Ф.58. Оп.18004. Д.664. Л.49); умер в Dulag-184 14 января 1942 г. (Ф.58. Оп.18001. Д.1220. Л.437). Захоронен: г. Вязьма Смоленской обл. Числится в Книге Памяти Нижегородской области как пропавший без вести (Т.3, С.627).
И последний в этой статье пример, иллюстрирующий, зачем же нужно обращаться помимо ОБД еще и к сайту «Саксонских мемориалов». На сей раз история связана с отработкой запроса родственников, устанавливающих судьбу воина. Информация, которая от них поступила, была следующей: Перепелкин Ермил Яковлевич, 1919 г.р., уроженец Саратовской обл., Духовницкого р-на, с. Остро-Лука. Призван Орджоникидзевским РВК г. Свердловска в мае 1941 г. Мать Перепелкина Анисья Ефимовна проживала в г. Свердловске, Ленинский р-н, ул. Чайковского, д.43. Пропал без вести в 1941 г.
Обращение к ОБД с первого захода не дало положительного результата, Ермил Перепелкин числится как пропавший без вести один раз в документах, уточняющих потери, и еще дважды – в Книгах Памяти Саратовской и Свердловской областей. Но параллельный запрос в базе данных Саксонских мемориалов вдруг оказался результативным (Илл. 14).
Илл.14
Совпадение года рождения и весьма редкого имени не оставляло сомнений – это он. Почему же его нет в ОБД? Формируем запрос по фамилии со свободным окончанием, редкое имя и отчество пока оставим в покое, они, возможно, позволят нам отсечь много «левых» вариантов. И новый заход дает ответ (Илл. 15).
Илл.15
Сказать, почему в немецком документе явственно написано «Перепелов», а не «Перепелкин», мы вряд ли когда-нибудь сможем. А данные на сайте Саксонских мемориалов более близки к истине, видимо, оттого, что его администраторы ведут работу по уточнению судеб военнопленных, восполняя пробелы и неточности там, где это возможно. В итоге, благодаря их стараниям, мы имеем итоговую запись:
ПЕРЕПЕЛКИН Ермил Яковлевич. Уроженец: 1919 г., Саратовская обл., Духовницкий р-н, с. Остро-Лука. Семья: мать Перепелкина Анисья Ефимовна, г. Свердловск, Ленинский р-н, ул. Чайковского, д.43. РВК: Орджоникидзевский г. Свердловска, 8 мая 1941 г. Воинское звание: красноармеец. Архив: пропал без вести в декабре 1941 г. (Ф.58. Оп.977530. Д.48. Л.89-90). Под фамилией Перепелов числится попавшим в плен 27 июля1941 г. под Смоленском, находился в Stalag VI C Батхорн (Bathorn) (ныне Хоогстед – Батхорн (Hoogstede - Bathorn)) (Нижняя Саксония), передан в концлагерь Маутхаузен, где умер от пневмонии 8 марта 1942 г. (Ф.58. Оп. 977521. Д.1061. Л.46).
Вот такое увлекательное занятие. Честно признаюсь, порой, особенно после продолжительного поиска по ОБД и другим сайтам, после десятка неудачных попыток, когда ты все же получаешь положительный результат – ощущения, которые тебя охватывают, сродни тем, что возникают у поисковика в тот момент, когда найденный медальон начинает раскручиваться и видно, что в нем присутствует читаемый текст.
И еще пару замечаний в конце. Вряд ли чтение этой статьи заняло у вас более нескольких минут. В реальном же времени установление каждой отдельно взятой судьбы занимает много больше времени. Если ситуация проста, то это работа на полчаса, если же вопрос сложен и неоднозначен, то его решение может растянуться не на один день, прежде чем сойдутся концы с концами. Упорства и удачи всем, кто решит заняться подобным видом домашнего поиска!
Для того, чтобы ваша работа не пропала втуне, настоятельно рекомендую – делайте ее общедоступной. Самый простой для этого способ – публикация наработанного материала в Интернете. Тысячи людей бороздят его просторы с целью установления судьбы своих родных и близких, и ваш вклад в общее дело для кого-то может оказаться очень кстати. Сам я размещаю полученную информацию на сайте нашего отряда: http://kurgan.clan.su. Для тех, кто не имеет собственной странички в глобальной сети, могу посоветовать специализированную ветку форума Солдат.ру под названием «Они не пропали без вести»: http://www.soldat.ru/forum/viewforum.php?f=40.