Фото
Смертный медальон

Родственников героя, предвосхитившего подвиг Матросова, ищут в Нижнем Новгороде

24 января 2018
Родственников героя, предвосхитившего подвиг Матросова, ищут в Нижнем Новгороде

Поисковый отряд "Память" из города Богучар Воронежской области просит нижегородцев о помощи в установлении судьбы одного бойца – сержанта Кирсанова, героически погибшего 16 декабря 1942 года при прорыве итальянской обороны в районе хутора Красное Орехово Верхнемамонского района Воронежской области.

В официальных документах о событиях того дня рассказывается скупо: «…дивизия овладела Красное Орехово и после продолжительного боя высотой 217,2 обеспечивает левый фланг и вышла на рубеж 156,0 искл. 182,0, имеет впереди п/о. Точных данных нет». Зато в книге воспоминаний Алексея Ярошенко «На скрещениях ударов», посвященной боевому пути 41-й гвардейской стрелковой дивизии, упоминается подвиг, во многом благодаря которому удалось овладеть хутором Красное Орехово. Подвиг, предвосхитивший героизм Александра Матросова, но так и оставшийся неизвестным.


«…На рассвете поднесли в термосах горячий завтрак. Вместе с бойцами находились командиры, политработники, представители политотдела и штаба дивизии. Командир дивизии гвардии генерал-майор Н. П. Иванов и военком А. Е. Анисимов тоже прошли по первой траншее – хотели узнать настроение бойцов. В траншее 3-го батальона 126-го гвардейского стрелкового полка они остановились возле группы бойцов, с которыми беседовал сержант.

- Командир отделения гвардии сержант Кирсанов! – представился он генералу.

- Участник боев, опытный сержант, - отрекомендовал его старшим начальникам агитатор полка гвардии лейтенант Петр Ложников, оказавшийся поблизости.

Генерал стал расспрашивать бойцов о противостоящем противнике: не заметили ли они изменений в его поведении за последние сутки, не подтягивал ли он резервы, как вел огонь. Конечно же, красноармейцы задали вопрос: пойдут ли с ними в наступление танки, как поддержат атаку артиллерия и авиация.

- Огонек будет надежный, - ответил генерал. И танки пойдут, но на первых порах за вами – надо пробить им дорогу на простор.

- Товарищ генерал, - ответил сержант Кирсанов, - мы свой долг выполним».

Утро 16 декабря 1942 года, по описанию Алексея Ярошенко, было туманным – мгла прикрывала высоты, занятые противником, и мешала действиям артиллерии и авиации. Но, несмотря на то, что туман мешал корректировать огонь и подавлять отдельные огневые точки – дзоты, ровно в восемь часов утра ударили «катюши». Артиллерийская подготовка длилась полтора часа, а затем к траншеям противников потянулись цепи наших бойцов. До них – всего пара сотен метров, но глубокий снег не позволял идти быстро, а «ничейная» полоса была вся исхлестана воронками от разорвавшихся снарядов и обмотана колючей проволокой. Да еще фашисты быстро приходили в себя после артподготовки…

«…Одну роту враг прижал к земле сильным пулеметным огнем из дзота. Гвардии сержант Кирсанов рванулся вперед, подобрался к нему вплотную. В амбразуру полетела граната. Она разорвалась перед самой щелью дзота, и пулемет умолк, будто подавился этим взрывом. Однако через минуту оттуда снова полоснула длинная очередь. Кирсанов видел, как падали товарищи. Гранат у него больше не было... Бойцы увидели, что он вскочил на ноги, бросился к дзоту и навалился на его амбразуру грудью... Гвардейцы ринулись вперед и смяли противника, оборонявшего первую траншею. Товарищи подбежали к Кирсанову. Помочь ему было уже ничем нельзя. Герой отдал жизнь ради победы, с честью выполнил свой долг, о котором говорил перед боем», - пишет в воспоминаниях Алексей Ярошенко.

Кирсанова не наградили за этот подвиг – более того, даже имя и фамилия его остались неизвестными. Но поисковый отряд «Память» из города Богучар Воронежской области раздобыл сведения, благодаря которым с большой долей вероятности можно говорить о том, что тем героем был горьковчанин Сергей Кирсанов.

- Многие документы 41-й гвардейской гвардейской стрелковой дивизии периода Среднедонской наступательной операции были уничтожены самими штабистами, когда весной 1943 года дивизия попала в окружение в Восточной Украине, - рассказывает член поискового отряда «Память» Эдуард Солорев. – Дивизия в тех боях понесла большие потери. Выбыл из строя практически весь комсостав дивизии. Видимо, документы, зафиксировавшие подвиг сержанта Кирсанова, были безвозвратно утеряны весной 1943 года. Оставалась надежда разыскать документы военкомата по месту призыва.
В базе «Мемориал» воинов с подходящими данными оказалось всего двое. И один из них – уроженец деревни Аниковка Семеновского района Горьковской области Сергей Кузьмич Кирсанов 1915 года рождения – оказался парашютистом. А ведь 41-я гвардейская стрелковая дивизия сформировалась именно из парашютно-десантной части!

Сергей Кирсанов на своей родине считался без вести пропавшим в сентябре 1942 года. Его супругу звали Клавдия Семеновна Кирсанова, она проживала в городе Горьком по адресу улица Агрономическая, дом 228, квартира 3. Но на современной Агрономической нет даже такого дома – нумерация заканчивается домом №193.
(https://www.nnov.kp.ru/daily/26781/3815744/)

Created by GraphitPowered by TreeGraph